Четверг, 02 Декабрь

Подписывайтесь на страницы Александро-Невской Лавры в социальных сетях ВКонтакте, Instagram



ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий, братья и прихожане обители торжественно прославили Пречистую Богородицу в день Ее честного Покрова

«Наста́ днесь пресве́тлый пра́здник, Пречи́стая Де́во, честна́го Твоего́ Покро́ва. Па́че со́лнца освеща́еши лю́ди, ве́рою от чи́ста се́рдца Те́бе И́стинную Ма́терь Бо́жию испове́дающия» (стхира на литии).

Рассказ о празднуемом событии явления Божией Матери взят из Жития Андрея Юродивого, который вместе со своим учеником блаженным Епифанием увидел Богородицу, распростершую над собравшимся в храме народом свой омофор.

Согласно Житию, Богородица «высоко» пришла царскими вратами в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, которые по обеим сторонам поддерживали Пречистую; рядом с Богородицей были многие святые, поющие духовные песнопения, в белых одеждах, одни шли впереди Девы Марии, другие после Нее. Остановившись вблизи амвона, перед алтарем, Богоматерь сняла с себя омофор, который был на верху её головы, и держала над молящимися людьми, при этом омофор сиял как солнце.

Согласно описанию Димитрия Ростовского, составленному лишь в конце XVII века, чудесное видение произошло в правление императора Льва Мудрого, в воскресенье, 1 (14) октября, в четвёртом часу ночи. Во Влахернской церкви Константинополя, которую наполнял многочисленный народ, совершалось всенощное бдение, находившийся в ней Андрей Юродивый поднял глаза и увидел «Пресвятую Деву Богородицу, стоящую на воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором. Видя то, святой Андрей сказал ученику своему, блаженному Епифанию: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?». «Вижу, святый отче, и ужасаюсь», - отвечал Епифаний. Когда святой Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась, обливая слезами Своё Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольно время смотрели на сие распростёртое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там».

Описанные события имели место, согласно некоторым датировкам в 910 году при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, когда Византийская империя вела войну с сарацинами - мусульманами, и Константинополю угрожала опасность. В иных источниках говорится о войне с племенами русов в 860 году или болгар в 926 году.

Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный церковный историк Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже.

Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников. Благодаря этому событию Русь приняла первое Крещение.

«Ра́дуйся, Ра́досте на́ша, покры́й на́с от вся́каго зла́ честны́м Твои́м омофо́ром» (припев акафиста Покрову).

«Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят», - читаем мы в Евангелии слова Христа. Одним из таких чистых сердцем был Андрей юродивый. Которому открылось то, что было сокрыто от других людей. Сегодня церковь нам преоткрывает некий занавес в невидимый мир, где Богородица постоянно молится своему Сыну о спасении рода человеческого.

«О Пресвята́я Госпоже́, Де́во Богоро́дице! Покры́й нас чуде́сным Твои́м омофо́ром, сохраня́я град и лю́ди от вся́каго зла, я́коже Тя пречу́дный Андре́й ви́де во Влахе́рнстей це́ркви моля́щуюся; и ны́не нам, Госпоже́, посли́ вели́кую Твою́ ми́лость» (светилен канона).