Четверг, 15 Апрель

Подписывайтесь на страницы Александро-Невской Лавры в социальных сетях ВКонтакте, Instagram



Литургия Преждеосвященных даров в Александро-Невской Лавре

В среду первой седмицы Святой Четыредесятницы в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре епископ Кронштадтский Назарий в сослужении братии монастыря совершил первую литургию Преждеосвященных Даров в этом году.

С древних времен Православная Церковь из-за особого благоговейного почитания Святой Четыредесятницы, как времени строгого поста и покаяния, не совершает священнодействия полной литургии в дни Великого поста, кроме субботы и воскресенья, а совершает литургию Преждеосвященных даров.

Запрещение совершать полную литургию в дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья, содержится в 49-м правиле Лаодикийского Собора (IV в.). В 52-м правиле Трулльского Собора (VII в.) также определено: «Во все дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и Недели (воскресенья) и св. дня Благовещения, да будет литургия не иная, как преждеосвященных Даров».

Эта литургия отличается от литургии свт. Иоанн Златоуста и свт. Василя Великого тем, что на ней предлагаются для причащения святы Дары уже освященные на прежде бывшей литургии свт. Василия Великого или свт. Иоанн Златоустого. Поэтому на литургии Преждеосвященных Даров не бывает проскомидии и освящения Св. Даров (Евхаристического канона).

Начало совершения литургии Преждеосвященных Даров восходит к первым векам христианства. Свт. Симеон Солунский говрит: «Преждеосвященная литургия произошла издревле и от апостольских преемников». Михаил Керулларий (XI в.) Константинопольский патриарх тоже свидетельствует о ее древности: «Литургия Преждеосвященных Даров есть древняя и древлепреданная, известная Св. Церкви Божией еще до тайноводственников наших Златоуста и Василия Великого... Во всех Св. Церквах сохраняетя неписанное предание, что читаемая по перенесении Св. Даров на жертвенник тайная молитва принадлежит свт. Афанасию Александрийскому (IV в.)».

Что же касается присвоения авторства этой литургии свт. Григорию Двоеслову (VI в.), то оно относится к позднейшему времени (XVI в.) и возникло на почве глубокого почитания святого. В греческих синаксариях с IX века помещаются известия о том, что свт. Григорий Двоеслов ввел у Римлян совершение литургии в дни Великого Поста.