Пятница, 14 Май

Подписывайтесь на страницы Александро-Невской Лавры в социальных сетях ВКонтакте, Instagram



Сретение Господне в Александро-Невской Лавре

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра торжественно прославила Сретение Господне. Всенощное Бдение на двунадесятый праздник возглавил митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, ему сослужил наместник Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий с братией обители.

О событии Сретения Господня мы узнаем из второй главы Евангелия от Луки. На сороковой день после Рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Дева Мария вместе с Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Иисуса. По закону Моисееву (Исх. 13:1-2,11-16) родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Мария с Иосифом и принесли младенца Иисуса в Иерусалимский Храм, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.

Славянское слово «сретение» переводится как «встреча». Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом, встреча Ветхого и Нового Завета. Святой Симеон Богоприимец был человек праведный и благочестивый, по преданию, один из семидесяти двух ученых толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II Филадельф (285 - 247 до н. э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исаии и прочитал слова«Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрет, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исаии.

Праведный Симеон долго ждал исполнения обещания Божия, он жил, по преданию, около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришёл в храм. И когда Мария с Иосифом принесли младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29-32). Песнь Симеона Богоприимца стала молитвой и поется дважды: в конце вечерни и в «Благодарственных молитвах по Святом Причащении».

Иосиф и Мария были удивлены такими словами. Праведный Симеон благословил их и, обратившись к Марии, предсказал Ей о Младенце: «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:34-35). Данные слова легли в основу иконографии образа Богородицы «Умягчение злых сердец».

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна Пророчица в возрасте восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства. И она узнала Спасителя, и славила Господа, и говорила о Нем всем в Иерусалиме.

Несмотря на название праздника «Сретение Господне», праздник Богородичный, потому что Богородица принесла Богомладенца в храм Иерусалимский для исполнения закона Моисеева, поэтому облачение священнослужителей «Богородичное» — голубое (символ чистоты и непорочности).

Божественную Литургию в день праздника возглавил епископ Назарий.

После запричастного стиха иеромонах Димитрий зачитал слово Святейшего Патриарха Кирилла по случаю празднования Дня православной молодежи.

В конце Литургии владыка совершил «чин благословения свечей на Сретение».

Чин освящения свечей на праздник Сретения отсутствует в Греческой Церкви; неизвестен он и старообрядцам. Впервые он был введен в практику Православной Церкви после того, как в 1646 г. митрополит Киевский святитель Петр (Могила) издал составленный им «Евхологион или Требник». Этот nребник содержал 37 чинов, никогда до этого в богослужебных книгах Православной Церкви не встречавшихся.

Свеча или лампада напоминает нам о свете и огне духовном. Господь говорит: «Я - свет, пришедший в мир, да всяк веруяй в Мя во тьме не пребудет» (Иоан. 12, 46). «Да будут чресла ваша препоясана, и светилницы горящии, и вы подобни человеком, чающим господа своего, когда возвратится от брака, да пришедшу и толкнувшу, абие отверзут ему» (Лк. 12, 35, 36). «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф. 5, 16).