Вторник, 19 Январь

Подписывайтесь на страницы Александро-Невской Лавры в социальных сетях ВКонтакте, Instagram



Христос раждается, славите - Рождество Христово

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра торжественно прославляет Рождество Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.

Наместник Лавры епископ Кронштадтский Назарий с братией обители совершил Всенощное Бдение и позднюю Божественную Литургию в праздник Рождества Христова.

Суточный круг Богослужения праздника начинается с Вечерни, соединенной с Литургией святителя Василия Великого в Навечерие Рождества Христова утром 6-го января.

На Вечерне читались восемь рождественских паремий, посвященных пророчествам о рождении Спасителя. Это прикосновение к тайне Боговоплощения в Ветхом Завете задолго до Рождества Христова. Тексты пророчеств раскрывают чудо рождения Богомладенца от Пресвятой Девы Богородицы, место Его рождения, предвозвещают чудесные события, связанные с этим великим событием.

Первая рождественская паремия — это отрывок из книги Бытия о сотворении мира. Паремия указывает на то, Кто именно рождается, и какому Богу мы поклоняемся. Мы празднуем рождение Того, Кто сотворил всю Вселенную.

Вторая паремия — книга Чисел — пророчество Валаама о грядущем Спасителе: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко…»

Третья паремия — слова пророка Михея о рождении Богомладенца в Вифлееме и о Новозаветной Церкви, верной Господу.

Божественная Литургия 7 января 2021 г.

Четвертая паремия — возвещение пророка Исайи о воплощении Спасителя, что произойдет отрасль от корня Иессеева, на Котором почиют шесть даров Духа Святого, а также пророчество о том, что случится после Второго Пришествия Спасителя — Страшный Суд, но Господь принесет мир, примирение и гармонию на эту землю.

Пятая паремия — весть пророка Иеремии из книги пророка Варуха о том, что никто другой не сравнится с Господом.

Шестая паремия — толкование пророком Даниилом странного сна царя Персии Навуходоносора. Образ камня из сна, который оторвется от горы без содействия рук, — это указание на сверхъестественное рождение Спасителя от Девы Марии. Этот камень раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Разные металлы — это языческие царства, которые погибнут, потому что Бог воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и оно сокрушит и разрушит все царства. Это новое Царство — Новозаветная Церковь, в которой люди будут поклоняться единому истинному Богу.

Седьмая паремия — пророк Исайя предсказывает воплощение всемогущего вседержителя Богочеловека: «Ибо Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела…»

Всенощное бдение 6 января 2021 г.

Восьмая паремия — самое известное пророчество о рождении Иисуса Христа от Девы Марии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (что значит «с нами Бог»). А также торжественное, восторженное, радостное восклицание пророка Исайи, предвидевшего то величие, тот новый мир, ту новую эру, которая нас ждет с рождением Спасителя: «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся: услышите даже до последних земли, могущии покаряйтеся: аще бо паки возможете, и паки побеждени будете. И иже аще совет совещаваете, разорит Господь. И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас: яко с нами Бог».

На основе этого пророчества пелось песнопение «С нами Бог» на Великом Повечерии, с которого начинается Всенощное Бдение Рождества Христова. «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся: услышите даже до последних земли…» — эти слова передают нашу неудержимую радость, которая охватывает все наше естество в эти дни, ведь отныне мы не боимся ничего, ни враг видимых, ни невидимых, ни вечной смерти, потому что с нами Бог, Который родился, чтобы пострадать за всех нас на кресте, воскреснуть из мертвых и даровать нам вечную жизнь.

После отпуста на Божественной Литургии епископ Назарий огласил поздравительное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и поздравил молящихся с праздником Рождества Христова. «Каждое слово, произнесенное и спетое в этот день, мы должны запечатлеть в своем сердце. Святейший Патриарх напоминает нам о земной непростой жизни. В наше время, очень нелегкое и непростое, все, кто пребывает на одре болезни, в немощи, дома, в лености и нерадении, все должны благодарить Бога за то, что Он пришел к каждому из нас. Христос не просто родился когда-то в истории, Он для каждого из нас рождается в свое время. Он для каждого из нас, зде стоящих и в других местах пребывающих, родился, и мы имеем на Него великую надежду. Мы пребываем в лучшем состоянии, чем все предшествующие нам поколения, жившие во тьме неведения и заблуждения, потому что мы, как никто знаем, зачем пришел Христос, что Он сделал для нас, как понес наши грехи и как призвал нас к Царствию Небесному. Как мы ответим на это? Зависит только от нашей совести и благоразумия. Тяжелое время нашей современной жизни не может заглушить нашу радость о родившемся Христе. Бог пришел в мир, чтобы мы достигли Небес. С праздником всех нас!»