Суббота, 15 Август

Подписывайтесь на страницы Александро-Невской Лавры в социальных сетях ВКонтакте, Instagram



Неделя 4-я по Пятидесятнице в старейшей обители Петербурга

В последнее воскресенье Петрова поста, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице и память священномученика Евсевия, епископа Самосатского, 4 и 5 июля 2020 года в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре были совершены воскресные Богослужения.

Литию на Всенощном Бдении возглавил духовник монастыря архимандрит Виталий (Радомысльский).

Полиелей совершил наместник Лавры епископ Кронштадтский Назарий. Канон на Утрени читали благочинный обители архимандрит Никита (Марков) и помощник благочинного иеромонах Прокопий (Павлов).

Раннюю Божественную Литургию возглавил игумен Вениамин (Непоту).

Позднюю Литургию в сослужении братии обители совершил епископ Назарий.

За Литургией были вознесены сугубые молитвы о единстве Церкви и прекращении смертоносного поветрия.

По окончании Литургии было совершено славление перед особо чтимой в Лавре чудотворной иконой Пресвятой Богородицы "Невская Скоропослушница".

После Богослужения с проповедью к молящимся обратился иеромонах Марк (Бирюков). "Ко Господу подошел римский чиновник, один из захвативших Палестину римлян, язычник, который не знал о Мессии. Он не побоялся войти в чуждую ему среду, где его могли оскорбить и убить. Он идет ко Господу просить о своем слуге, проявляя не только заботу о своем подчиненном, но и живую веру.

Он говорит, что достаточно слова Спасителя, и слуга будет здоров. Христос удивился силе его веры и отметил, что такой веры Он не видел среди иудеев. И Спаситель исполняет прошение сотника, и слуга исцеляется в тот же час. Любое обращение ко Христу в Евангелии - это молитва, ведь молитва и есть обращение к Богу. Часто Спасителя просили об исцелении других - это молитва за ближних. И такая молитва имеет особую силу, ибо здесь уходит наше себялюбие, а на первый план выступает наше отношение к людям. Поэтому, если у нас не получается помочь ближнему словом или делом, всегда необходимо помолиться, это и будет лучшей помощью. Будем, дорогие братья и сестры, взирая на пример сотника, стараться приумножать нашу веру и молиться за наших близких, чтобы их путь был благословен, а наша общая молитва приблизит нас к Богу".

Священномученик Евсевий, епископ Самосатский, твердо стоял за православное исповедание, утвержденное на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году, за что терпел преследования от ариан, неоднократно лишавших его кафедры и изгонявших в заточение. Император Констанций (337-361), покровитель ариан, узнав о том, что у святителя Евсевия хранится соборный акт об избрании на Антиохийскую кафедру православного архиепископа Мелетия, послал к нему приказ отдать этот акт. Святитель решительно отказался исполнить приказание. Разгневанный император послал сказать, что если он не отдаст акт, то ему отсекут правую руку. Святой Евсевий протянул посланному обе руки со словами: "Отсеките, но акта собора, в котором обличается злоба и беззаконие ариан, я не отдам". Император Констанций удивился смелости епископа, но не причинил ему вреда.

После Констанция воцарился Юлиан Отступник (361-363).

Наступило еще более трудное время - началось открытое гонение на христиан. Святитель Евсевий, скрывая свой сан, в одежде воина прошел через всю Сирию, Финикию и Палестину, утверждая христиан в православной вере. Он поставлял в пустующие церкви священников и диаконов, рукополагал епископов, отвергавших арианскую ересь. После гибели Юлиана Отступника воцарился благочестивый царь Иовиан (363-364), в правление которого гонение прекратилось. Возвратившийся из ссылки архиепископ Мелетий по совету святого Евсевия в 379 году созвал в Антиохии Поместный Собор. В нем участвовало 27 епископов и было подтверждено православное вероучение, принятое на I Вселенском Соборе. Ариане, боясь твердых исповедников Православия - святителей Мелетия, Евсевия и Пелагия, пользовавшихся большим уважением императора, поставили свои подписи под соборным определением.

После смерти императора Иовиана началось правление арианина Валента (364-378). Православные вновь стали подвергаться преследованиям. Святой Мелетий был изгнан в Армению, святой Пелагий - в Аравию, а святитель Евсевий осужден на заточение во Фракию. Получив царский указ, святой Евсевий ночью уехал из Самосаты, чтобы предотвратить возмущение почитавшего его народа. Узнав об отъезде епископа, верующие настигли его и с плачем умоляли возвратиться. Святитель отказался исполнить просьбу пасомых, сказав, что следует повиноваться существующей власти. Святитель убеждал пасомых твердо держаться Православия, благословил их и отправился на место ссылки. На Самосатскую кафедру был послан арианин Евномий, однако народ не принял еретика. Православные не ходили в храм и избегали встречи с ним. Еретик-арианин понял, что не сможет привлечь к себе самостоятельную паству.

Вступивший на престол император Грациан (375-383) возвратил из изгнания всех пострадавших при арианах православных архиереев. Святитель Евсевий также возвратился в Самосаты и продолжил труды по церковному благоустроению. Вместе со святым Мелетием они поставляли на место ариан православных архиереев и священнослужителей. Около 380 года он прибыл в арианский город Долихины, чтобы поставить в нем православного епископа Марина. Женщина-арианка сбросила с крыши черепицу, которая пробила голову святителю. Умирая, он по примеру Спасителя простил ей вину и просил окружавших не делать ей зла. Тело святителя Евсевия было перенесено в Самосаты и с плачем погребено его пасомыми. На место святителя был возведен его племянник, блаженный Антиох, и Самосатская Церковь продолжала твердо исповедовать православную веру, прочно насажденную трудами святого священномученика Евсевия.