Вторник, 25 Апрель

RSS


Музей — древлехранилище Александро-Невской Лавры

Музей, созданный по благословению наместника Лавры епископа Кронштадтского Назария, находится в отреставрированном историческом помещении лаврской ризницы. Великолепный, выполненный в классическом стиле зал вмещает в себя экспонаты, иллюстрирующие трехвековую историю обители. Взору посетителей представлены артефакты, обнаруженные при реставрационных работах, проводившихся в Лавре к ее 300-летию, собрания икон, церковных облачений и богослужебной утвари. Архивные фотографии и документы позволяют прикоснуться к историческим событиям и увидеть лица людей давно прошедших времен.

Посетить музей группам или индивидуальным посетителям можно по средам и пятницам с 12. 00 по 17. 00, а также по предварительной договоренности:

через Паломнический центр Александро-Невской лавры
(812) 274-16-12; +7-960-271-08-73 Наталья
сайте www.palomnik-lavra.ru
e-mail: pal-centr@lavra.spb.ru
Вконтакте: http://vk.com/pal_centr

через контакты музея: т. (812) 4003933; 89112338957
e-mail: museumlavraspb@gmail.com
Группа «Вконтакте» https://vk.com/club132811852
Группа в Facebook https://www.facebook.com/groups/1264280663615632/

Фото: монах Лев

О воссоздании музея в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре

Всем известно, что Санкт-Петербург считается городом музеев, однако мало кто знает, что до революции в нем был и церковный Музей, который находился в Александро-Невской Лавре.
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, как известно, почти ровесница нашего города. 25 марта 1713 года первым ее наместником архимандритом Феодосием была совершена первая литургия. Этот день и считается датой основания обители. Мы готовимся отмечать ее 300-летие в 2013 году.
Время основания монастыря и первоначального его процветания совпало со временем местоблюстительства Стефана Яворского, когда новая синодальная форма правления была еще только в проекте. Тогда Алекандро-Невский монастырь занял особое, высокое положение. Он был центром церковно-административной деятельности всей России: сюда вызывали лучшие силы черного и белого духовенства, его посещал государь, светские и духовные сановники, здесь решались как церковные, так и общегосударственные дела. Лавра пережила всю историю императорской столицы, впитала как историю города, так и всего нашего Отечества.
Пережив эпоху гонений и разорения, обитель 20 лет тому назад возобновила монашескую жизнь, и возрождение Свято-Троицкой Александро-Невской лавры продолжается. Помимо многочисленных объем реставрационных работ, наместник Александро-Невской лавры епископ Выборгский Назарий (Лавриненко) уделяет большое внимание и создающемуся по его инициативе монастырскому Музею. Кроме того, незадолго до кончины Святейший Патриарх Алексий II издал распоряжение о восстановлении и возобновлении работы древлехранилищ. Оно существовало на территории Лавры, сначала в не отапливаемой башне, что за семинарским корпусом. В 1910 году архитектор Л.П.Шишка построил новое трёхэтажное здание ризницы за Благовещенской церковью, в которой в годы советской власти находилась городская станция переливания крови.
Именно в Шишкинском здании мы получили под будущий музей весь третий этаж, где идут ремонтно-восстановительные работы.

Из истории музея

церковная утварьКанцелярия обер-прокурора Св. Синода 5 мая 1891 года сообщает, что Государь Император, посетив лавру великим постом, хотел осмотреть ризницу. Когда ему сказали, что для этого посещения в ризнице слишком холодно, Государь усомнился, все ли там в порядке. Обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцев поручил Т.С. Чистовичу открыть ризницу и осмотреть ее. Выполнив эту работу, С.Т. Чистович в своем донесении сообщил, что ризница находится в северо-западной части монастыря, направо от митрополичьих покоев,  библиотека – в юго-западной,  внизу – квартира умершего ризничиго. Вещи были в порядке, хранились в шкафах, но на них не было номеров и описи, от кого они поступили. Он же отметил, что необходимо составить новую опись, потому что тот, кому это было поручено, из-за болезни, в течение двух лет не мог это сделать. Не было в ризнице и документации о новых поступлениях. 
7 ноября 1891 года К.П. Победоносцев направил наместнику Лавры прошение, где просит Духовный собор  изыскать новое помещение для ризницы во избежание порчи хранящихся там вещей. 
 С первых десятилетий существования монастыря в ней хранились дары, полученные не только от мирян, но и архиереев, монашествующих, известных исторических персон, купцов и простых горожан. Это были подарки от кн. Дарьи Михайловны Меншиковой,жены светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова,сподвижников Петра Великого кн. Я.Ф. Долгорукова и А.Кикина и многих других. Описание этих святынь займет не одну страницу. Самым древним памятником являлась шапка (корона) св. бл. кн. Александра Невского малинового бархата, с горностаем и крестом наверху, а также кресты и Евангелие XVII века, трость Петра I, выточенная его руками, с рукоятью из слоновой кости. Большие дары были сделаны императрицей Екатериной II, здесь же находилась и ее янтарная трость. 29 августа 1729 года настоятелю архим. Петру Смоличу была пожалована митра – одна из самых ценных драгоценностей ризницы. (Ф.815. оп. 14 д. 58. Л. 1). 
В ризнице с петровских времен хранились: образа в золотых и серебряных окладах, доски со святыми мощами, Евангелия, Богослужебные сосуды, облачения, кадила, подсвечники, драгоценные кресты из золота и серебра, с жемчугами и драгоценными камнями, шпага графа Б.П. Шереметьева, парча, подаренная императрицей Екатериной Алексеевной и вещи, преданные после гибели цесаревича Алексея, святые мощи, складни, образ Успения, два креста. 
В 1903 году, к 200-летию Cанкт-Петербурга, в Летнем саду во дворце Петра I готовилась юбилейная выставка, посвященная основателю города. В связи с этим Вел. Кн. Елизавета Маврикиевна просила наместника Лавры выдать для этой выставки предметы петровского времени, хранящиеся в лаврской ризнице. 24 февраля 1903 года Духовный Собор Лавры уведомляет ее, что может представить древнюю кровать, на которой почивал Петр Великий, и два фельдмаршальских жезла. Выставка открылась в апреле 1903 года. Не исключено, что кровать, которая сейчас находится в экспозиции Летнего Дворца Петра I, когда-то хранилась в Лавре. 
В этом же году была проделана огромная работа по  описанию и изданию архива лавры времен царствования Императора Петра Великого. Экземпляры этих книг были подарены  библиотекам страны, архивам и университетам. Один такой экземпляр хранится сейчас в библиотеке СПб ДА. (РГИА. Ф. 815, оп. 11-1902, д. 62)
17 апреля 1909 года наместник Лавры архим. Феофан подал рапорт митрополиту Антонию об образовании в Лавре церковного музея (РГИА ф. 815 оп. 11 д. 98 л. 1), который решено было создать на базе Древлехранилища. В архиве РГИА сохранилось не только полное описание его предметов, но и эскизы рисунков этого здания. 
После объявления об организации музея в него начали стекаться дары. Так, например, Череменецкий монастырь подарил модель церкви, сделанную из спичечек. 
Создание музея приветствовала Е.В. Августейшая президент Императорской Академии Художеств Вел. Кн. Мария Павловна.
 20 мая Духовный Собор Лавры обратился в Академию Художеств с просьбой оказать помощь музею своими историко-археологическими знаниями. Содействие музею согласился оказать Устроительный комитет Всероссийского съезда художников и уполномочил для этого почетного члена и секретаря Императорской Академии Художеств Андрея Андреевича Карелина. Он начал свою работу с обследования древлехранилища и приведению его в порядок, после чего представил краткий эскиз его описи. Работа была закончена  22 января 1910 года, после чего митрополит Антоний попросил Духовный собор Лавры сделать соответствующее распоряжение и наградить А.А. Карелина за  труд, который оценили в полторы тысячи рублей. Тогда же были заказаны и сделаны портреты Е.И.В Государя в преображенской форме, Е.И.В в большом уборе и наследника в матроской форме, которые А.А. Карелин принес в дар музею.
В это время наместник получил благословение митрополита о назначении хранителем музея эконома Лавры архимандрита Филарета, а его помощником послушника Федора Морозова. Архим. Филарет вступил в должность 28 июля 1909 (РГИА ф. 815, оп. 11 д. 98, л. 6). Все полученные из хранилища вещи поместили в шкафы и опечатали лаврской печатью.
3 августа ремонт помещения музея был закончен и в него перенесены будущие экспонаты: трости Петра I и Екатерины II, драгоценные митры, лампады, шапка св. бл. Вел кн. Александра Невского, дары отдельных особ. ризницаВ сентябре хранитель Музея архим. Филарет и его помощник послушник Феодор обратились к наместнику с просьбой сфотографировать все предметы церковно-монастырского музея к 200-летнему юбилею Лавры. Получив на это благословение митрополита, наместник пригласил для этой работы известного придворного фотографа К. Буллу, от которого и исходила эта инициатива. (РГИА ф.815, оп.11, д. 98, л. 103-105).
К этому времени в древлехранилище сосредоточилось немалое количество древних икон, и когда речь зашла об их реставрации и передаче музею, профессор, член Всесоюзного Съезда художников, Николай Петрович Лихачев, знаток древних рукописей, рекомендовал для выбора и классификации икон Матвея Васильевича Тюлина.
10 марта 1910 года музей посетила вел. Кн. Мария Павловна.12 октября архим. Филарет-хранитель Древлехранилища просит наместника лавры решить вопрос о температурном режиме музея, где холодно и сыро, и получает 500 рублей и благословение на установку печей. 
6 апреля 1911 года Вел. Кн. Мария Павловна пишет наместнику о том, что «…благословили, как мне передали, предоставить и другое обширное помещение …для создания церковного музея всей СПб епархии…» (ф. 815 оп.11 д. 98 л.65) и выражает надежду на успех нового церковного музея в связи с открывшимся уже музеем древлехранилища.
27 октября 1914 года от консистории Св. Синода поступило прошение в связи с учреждением в Москве Особого Русского Древлехранилища, передать им из Лавры некоторые ценные предметы, на что 6 ноября 1914 года последовал отказ. (РГИА ф. 815 оп.11, д. 98, л. 101).

Цели и задачи создающегося музея:

Архивные материалы ЛаврыМузей, прежде всего, будет повествовать об истории Александро-Невской Лавры.
А история Лавры — богатейшая, ведь по задумке Петра I, переведшего в 1712 году столицу из Москвы в Петербург, последний должен был стать не только столицей Российской империи, но и центром Православия. Для того и было начато строительство монастыря, которое продолжалось весь XVIII век.
Лавра является историческим, архитектурным и церковным памятником, отражающей историю всего государства Российского, поэтому в экспозиции музея предполагается на фоне истории обители отразить не только ее историю и восстановление, но и историю страны, нашего города, и т.д. Один из раздел музея будет посвящен новомученикам и исповедникам Российским.
Музей призван хранить и собирать экспонаты по истории лавры и Русской Православной Церкви, отражать и пропагандировать подлинную историю РПЦ, воспитывать чувства любви к Родине и ее святыням, способствовать воцерковлению людей, знакомить посетителей с основными понятиями в истории РПЦ, законами отражающими отношения Церкви и государства как в синодальный период, так и с возникшем «обновленчеством», иосифлянством и другими сложными явлениями истории Церкви советского периода.
Музей должен стать центром просветительской деятельности, на базе которого должны будут работать его библиотека, как постоянные так и временные выставки, связанные как с церковными, так и гражданскими праздниками, способствующими всестороннему развитию не только церковного музейного дела, но и основам православной культуры и культурным ценностями нашего города. В музее должны проводиться экскурсии, лекции, конференции, существовать отдел работы со школьниками.
Первоочередной задачей будущего музея является исследование и изучение архивных фондов РГИА, ЦГИА, ФСБ, а также описание основного фонда с внесением в инвентарную книгу, прошнурованную и опечатанную лаврской печатью.
Экспозиция музея строится по тематико-экспозиционному плану, который создается на основе концепции Музея. Продолжается сбор вещей, которые включают подлинные предметы быта, книги, воспоминания, фотографии, документы, связанные с историей города, лавры, династией Романовых и подвигом новомучеников. Многие предметы и вещи уже описаны и занесены в инвентарную книгу, они составляют основной фонд музея. Помимо основного фонда создается фонд вспомогательный, включающий фото копии, макеты, и т. д.
Сейчас, пока идет ремонт в здании ризницы наше внимание, сосредоточено на лаврском архиве.
Наконец отряхнулась архивная пыль с документов, многие из которых вообще никогда не были востребованы не только светскими, но и церковными историками.
Архив лавры, который хранится сейчас в РГИА, содержит огромное количество разнообразных интереснейших документов. Фонд лавры насчитывает более 33 тыс. дел: о смерти причта, их перемещении и увольнении, о проступках духовенства, о церковных школах, богадельнях, строительстве и ремонте церквей и зданий, денежные вклады и вотчины монастыря, о деятельности Духовного Собора, о монастырских служащих, о кладбищах и захоронениях (мы уже имеем списки всех погребенных на лаврских кладбищах и в церквах), различные чертежи и проекты и т.д.
Конечно, музейные экспонаты немало интересного поведают и об истории епархии. Поскольку Лавра была центром православной жизни столицы, то нет таких священников и приходов в нашей епархии, которые не были бы так или иначе связаны с Лаврой. И мы будем рады получить от священников и прихожан информацию о людях, послуживших Русской Православной Церкви, — предания, свидетельства очевидцев, документы, фотографии, письма, облачения, книги, личные вещи, предметы быта XIX-XX веков, церковную утварь. Ведь музей — место, где рассказ ведут вещи. А если выставить только фотографии — это будет фотовыставка, не музей. У нас уже есть немало интересных экспонатов: например, скуфейка убиенного священника — Михаила Ивановича Княжеского (1899-1938), полное уголовное дело митрополита Вениамина, дверь, которая вела в подвал, где людей расстреливали за Христа. Отдали нам и тюремную кровать из КГБ. Сколько мучеников провели на ней последние часы своей жизни! Хотелось бы воссоздать в музее дух камеры того времени. Есть у нас и поистине бесценные вещи, которые являются духовным достоянием России и которые нужно сберечь для потомков. Недавно, например, было найдено в архиве ФСБ дело протоиерея Константина Васильевича Васильева. Он из семьи диакона, уроженец нашего города и служил в церкви Святого Духа Александро-Невской Лавры. «…По агентурным сведениям активный церковный деятель». 12 марта 1935 года его арестовали и выслан из Ленинграда в Астрахань вместе с женой на 5 лет. Детям ссылку отменили. После войны батюшка с женой эвакуировались в Кировскую обл, где он скончался в 1941 году. Таких открытий много. И каждое новое имя, сведение, экспонат – маленькое историческое событие для обители, поскольку создание церковного Музея дело кропотливое, не всегда заметное, но, надеюсь, полезное, Богоугодное.


Зав. музеем,
секретарь СПб епархиальной Комиссии по канонизации Л.И.СОКОЛОВА.