Пятница, 17 Ноябрь



Из истории формирования братской библиотеки Александро-Невской Лавры1

Статья опубликована в научно-богословском журнале «Христианское чтение». 2014. №4. С. 79-104.
Н.Д. Голубятникова, книгохранитель Александро-Невской Лавры

На территории Лавры до революции имелось около двадцати библиотек: старейшая из них --- монастырская братская библиотека, кроме нее существовали собрания книг ризницы и хора, киновии, а также читальни; Митрополичья библиотека; фундаментальные, ученические (или студенческие), храмовые библиотеки Санкт-Петербургской духовной академии, Санкт-Петербургской духовной семинарии, духовных училищ --- Александро-Невского Антониевского и Исидоровского епархиального женского, одноклассных церковных школ при Духовной семинарии и Исидоровском училище, двухклассной Александро-Невской певческой церковной школы при Митрополичьем хоре, а также уличная библиотечка «в шкапиках и рамах» (Шлиссельбургский пр., 1).

Ныне их не менее пяти: библиотека СПбДАиС (фонд насчитывает около 300 тысяч ед. хранения), создаваемая общедоступная монастырская библиотека (более 60 тысяч ед. хранения бумажных и электронных ресурсов), библиотеки при архиве Митрополии, при Отделе религиозного образования и катехизации и некоторых других епархиальных отделах.

В настоящей статье делается попытка реконструировать различные этапы развития монастырской братской библиотеки, судьба которой складывалась значительно труднее, чем судьба ее именитой «сестры» --- библиотеки Духовных школ.

 

История братской библиотеки Александро-Невской Лавры тесно связана с просветительскими начинаниями священноначалия, в первую очередь --- ее архимандрита Феодосия Яновского, будущего архиепископа Новгородского. Собирание книг во вновь созданной обители было предпринято в связи с началом богослужения в 1713 г., книгопечатания в 1719 г., обучения юношества в Славенской Школе в 1721 г. Таким образом, она является одной из старейших в митрополии, ей триста лет.

Библиотека при Александро-Невском монастыре отмечена у книговеда А.И. Богданова в сочинении «Описание Санктпетербурга», она «употреблялась как для общаго братства и проповеди Слова Божия, так и для Семинарии, в которой обучаются священнаго чина дети Санктпетербургской Епархии».

В первые годы существования, библиотека располагалась в одном из деревянных строений по соседству со школой и типографией, вблизи въезда в монастырь со стороны Невской першпективы, на северной стороне Черной речки (вероятно, на месте Тихвинского кладбища, или «Некрополя мастеров искусств»)2, позднее при ней хранились и тиражи напечатанных в типографии книг3.

Анализируя материалы, касающиеся Школы и Типографии, можно предположить, что первоначальный книжный фонд, состоявший из двух сотен томов, включал: Священное Писание и его толкования, нравоучительную литературу --- сборники поучений и жития святых для проповедования за богослужением в Благовещенской церкви; учебные пособия --- грамматику славенороссийскую архиепископа Мелетия Смотрицкого, лексикон треязычный Федора Поликарпова, лексикон славенский, грамматику греко-латинскую и элементари4, катехизис «Православное исповедание» митрополита Петра Могилы, часословы и псалтири, ноты; издания Александроневской печатни --- сборник «Четыре поучения» на день святого Александра Невского и на дни памяти петровских побед, Службу святому благоверному великому князю Александру Невскому, составленную архимандритом Гавриилом Бужинским в 1725 г., «Букварь, или Первое учение отроком» преосвященного Феофана Прокоповича, затем «Раскольнические вопросы и ответы», «Пращицу духовную» епископа Питирима и «Феатрон гисторический», «Изображение келейного жития» (первая часть устава Александро-Невского монастыря), позднее, важнейший церковный документ того времени --- «Регламент, или Устав Духовной коллегии»5.

С 1721 до 1726 г., распоряжением Святейшего Синода, «протектором» всех школ и типографий был один из первых насельников Невского монастыря, духовный писатель и переводчик архимандрит Гавриил Бужинский. В 1724 г., указом Петра I «Объявление о монашестве» учреждалось ученое братство: монахи обители, не моложе тридцати лет и прошедшие курс семинарии, должны были заниматься чтением и переводом богословских трудов, составлением собственных сочинений, произнесением проповедей; однако, в то время образованные насельники не были многочисленны и осуществить в определенной степени этот проект удалось только в 1797 г.6

Прочие же --- младшая братия --- согласно монастырскому «Изображению келейного жития» (1723 г.), а также «Духовному регламенту» (1721 г.), должны были более прилежать ручному труду и «в кельях бумагу, перья и книги отнюдь не держать»7.

Идея создания обителей ученого иночества и впоследствии с трудом приживалась в Русской Церкви, академических монахов направляли по пути церковно-практической деятельности8. Кроме того, в первое десятилетие существования монастыря, общее число иеромонахов, иеродиаконов и монахов на различных послушаниях не превышало сорока человек, из них большая часть в навигацию служила корабельными священниками во флоте, поэтому в стенах обители на послушаниях порой оставалось не более 10 человек.

В 1725 г. профессор-грек Афанасий Скяда, приглашенный из Москвы по предложению архимандрита Петра (Смелича) для заведования Школой, по условиям контракта, должен был описать и «расположить в порядок, по обычаю» библиотечный фонд9. До этого Скяда заведовал московской Типографской школой и описал фонд греческих рукописей Синодальной библиотеки. Следов его описания Александро-Невской библиотеки не обнаружено, но известно, что он уступил в нее 88 книг из личного собрания.

Архимандрит Феодосий Яновский (1673 - 1726), строитель Невского монастыряКрупным поступлением стала иностранная часть архиерейского собрания преосвященного Феодосия Яновского после его ареста и смерти в 1726 г. (около 180 томов)10. При жизни первого невского архимандрита, его библиотека располагалась в его покоях на Адмиралтейском подворье монастыря, в начале Невской першпективы. Состав и внешний вид книг архиерейских библиотек, конечно, соответствовал и выполняемой ими статусной функции. Представление о книге и просвещении отвечало характеру эпохи. Однако, книга как хранилище божественной премудрости является и одним из христианских символов. Современник владыки Феодосия, преосвященный Стефан (Яворский), блюститель патриаршего престола, писал в одном из последних своих произведений --- «Ода библиотеке» (1722 г., цитируется по позднему переводу с латинского): «О книги! Я почтен, я стал прославлен вами, Чрез вас я был любим большими господами …». Однако далее: «Я Книгу Вечную зрю мыслию моею, Разгнется оная грядущим Судиею …»11

При том, анализируя круг знакомств преосвященного Феодосия, можно предположить, что часть книг его собрания носила полемический характер. После смерти владельца, имущество его, вероятно, было передано в Синод для разбора12 и ряд книг на русском языке был уничтожен или разрознен.

После отъезда профессора Скяды в свое отечество, «библиотеки содержателем», или хранителем, в 1728--1737 г. стал постриженник Лавры, образованный иеродиакон Ианнуарий (Заблоцкий; 1696-- ), с этого времени сохранились архивные сведения о приобретениях и пожертвованиях в нее книг и периодики, о поступлениях выморочного имущества13.

Некоторые выводы о желательном подходе к формированию фонда и к работе с читателями можно сделать из текста «Духовного регламента». В главе «О домах училищных» говорится: «При школах надлежит быть библиотеке довольной, ибо без библиотеки, как без души академия». Фонд должен соответствовать потребностям заведения и не содержать еретических книг. Полезна учащимся не только духовная премудрость, но и светские научные книги --- риторика, логика, латинский и греческий языки. Помимо общепризнанных «Омологии, или Исповедания православного», и «толковательных бесед и слов нравоучительных» святых отцов, весьма желательно составить и использовать три книжицы-хрестоматии --- подборки текстов из Священного Писания и из отцов о догматах и заповедях, о всякого чина должностях, а также адаптированные проповеди святоотеческие о догматах и о должностях для чтения с амвона простому народу. Эти три книжицы желательно иметь и в личных библиотеках священнослужителей и мирян.

В той же главе «Регламента» приводятся рекомендации по работе с читателями в учебной библиотеке: в начала XVIII в., как и ранее в монастырских уставах, внимание обращается на необходимость посещения читателями книгохранилища в «уреченные дни и часы», на сохранность фонда: «только бы книг по келлиам не разбирали, но чли бы оныя в самой библиотечной конторе», на необходимость руководства чтением со стороны учителя: «Спрашивал бы всякаго свой учитель, котораго он автора чтет, и что прочел, и что писал; а если чего не уразумел, то б ему объяснил учитель»14.

В 1710-е гг. братские и школьные книги хранились, скорее всего, по традиции в коробьях и сундуках, разложенные по тематическому и форматному признакам, так как появление шкафов и их внешний вид --- например, в новопостроенной в начале 1720-х каменной Благовещенской церкви --- оговаривается особо.

Вместо штампа или экслибриса применялась скрепа --- надпись по листам, например:

Курций, Квинт (I в.). Книга Квинта Курция о делах содеянных Александра Великого. М., X. I709. 4. Тит. л., 476, 14 нн. с. Надпись по листам: «Сия книга издавна святого Троицкого Александро-Невского монастыря библиотеки»15.

Сподвижник Петра I, преосвященный Феофан Прокопович, будущий архиепископ Великоновгородский и Великолукский, церковный реформатор, составитель «Духовного регламента», «Объявления о монашестве», редактировавший все важнейшие законодательные акты по делам церкви, первенствующий член Святейшего Синода после кончины митрополита Стефана Яворского, организовал при своем подворье на Карповке семинарию и общеобразовательную школу для детей-сирот «всякого звания», собрал огромную библиотеку, причем несколько комнат были отведены под картины и иконы. Ему же принадлежит мысль об организации в России публичной библиотеки16.
Большой популярностью пользовались философско-литературные вечера, устраиваемые в доме преосвященного Феофана; после смерти Петра I он возглавил так называемую ученую дружину писателей-просветителей (входили А.Д. Кантемир, В.Н. Татищев и др.), отстаивающих петровские реформы. Территориально Карповское подворье располагалось там, где ныне одна из клиник Медицинского университета им. И.П. Павлова.

После смерти преосвященного Феофана в 1736 г. книги его были переданы в Синод, затем частично поступили в монастырскую библиотеку и хранились в ней еще в 1741 г.17, затем были переданы по завещанию в Новгородский Архиерейский дом, а ученики Карповской семинарии были переведены в Невскую семинарию.

В 1734--1737 гг. управление Невской семинарией было поручено ученому датчанину Адаму Селлию, медику, филологу, историку и богослову, автору трудов «Каталог писателей, сочинениями своими объясняющих гражданскую и церковную российскую историю» и «Зерцало историческое государей российских», позднее присоединившемуся к православию и принявшему монашеский постриг с именем Никодим. Оставшиеся после его смерти иностранные книги и листы поступили в библиотеку, причем для пересмотра иностранного фонда по требованию Канцелярии монастыря был приглашен консультант из типографии Академии наук18.

Книги архиепископа Санкт-Петербургского Феодосия (Янковского), скончавшегося в 1750 г., тоже поступили в монастырь. Вот современное библиографическое описание одной из них, ныне находящейся в одной из провинциальных университетских библиотек:

Бароний, Цезарь (1538--1607). Деяния церковные и гражданские. М., 1719. 2. 725 л. Надпись по листам: «Книга преосвященнаго Феодосиа Янковск[ого] [...] Санктпитербургской по завещанию ево отдана в библиотеку Александро Невскую 1750 года под N 95».

Около 1740 г., при наместнике архимандрите Стефане (Калиновском), монастырское книжное собрание послужило основой ныне существующей библиотеке СПбДАиС, что, по-видимому, было связано с перемещением семинарии во вновь построенное для нее здание --- в глубине Лавры, вдали от Подмонастырской слободы, с необходимостью более регулярного и систематического её пополнения в соответствии с «развитием курса» семинарии, а также с общим состоянием церковных дел края и монастыря после смещения преосвященного Феодосия (Яновского). В 1797 г. Главная семинария была преобразована в Александро-Невскую академию. В 1809 г. в ее составе были выделены три учебных заведения: Санкт-Петербургская духовная академия, Санкт-Петербургская духовная семинария и Александро-Невское духовное училище. В XIX веке академия, семинария и училище занимали Федоровский и Южный корпуса Лавры, позднее --- отдельные здания в южной части Митрополичьего сада. Библиотеки духовных школ располагались при них, в академии и семинарии раздельно существовали фундаментальные и ученические (студенческие) книжные собрания.

Братский фонд был собран заново. В середине XVIII века многое сделал для улучшения преподавания в семинарии и для пополнения библиотеки иеромонах Софроний (Назаревский, иначе Кристалевский; 1703--1771) --- казначей с 1743, наместник монастыря в 1746--1753 гг., будущий святитель Иркутский.

По сохранившимся сведениям, послушание библиотекаря в XVIII веке после иеродиакона Ианнуария (Заблоцкого) проходили: в 1737--1741 гг. иеродиакон Епифаний (Пенковский; 1701-- ), в 1741--1743 --- иеродиакон Феофил (Краснопольский). Приступая к отправлению обязанностей в 1741 г., о. Феофил получил инструкцию: разобрать книги, содержать в исправности их опись, никому не выдавать книги без расписки, вести приходно-расходные записи по библиотеке. На этом послушании о. Феофил занимался также переплетом книг19.

С 1743 г. библиотекарем был иеродиакон Симеон, до 1753 --- иеромонах Порфирий ( --1768), в 1753--1756 гг. --- иеромонах Сильвестр (Юнецкий), позднее проходивший послушание ризничего, благочинного, эконома и в 1761 г. ставший наместником Лавры.

В 1753 г., вследствие «репорта» иеромонаха Сильвестра о «несходстве» описи с «подлинностью книг» Канцелярия поручила ему составить новую опись при иеромонахе Порфирии, «причем неупустно в опись на русском и на латинском языках включать, о книгах именовать автора».

С 1756 г., в связи с назначением иеромонаха Сильвестра во флот, библиотека вновь временно была передана на попечение иеромонаху Порфирию. После них библиотекарем был иеромонах Иеремия (Гусаревский; --1764), исполнявший также должность православного законоучителя при лютеранской кирхе20.

К 1759 г. библиотека располагалась в шести покоях «верхнего апартамента» --- второго этажа Духовского корпуса, причем в ней хранилась и модель собора; затем для размещения фонда была отделана Юго-западная башня (так в тексте --- Н.Г.)21.

Весной 1762 г. словесным распоряжением правящего архиепископа Вениамина (Пуцек-Григоровича) библиотекарем был назначен иеромонах Моисей ( --1773), комиссии во главе с духовником поручено было составить опись и передать фонд от иеромонаха Иеремии. Иеромонах Моисей в отправление обязанностей вступать не решался, библиотеку с рук на руки не принимал, ключ у себя не держал, выдавал книгу под расписку в присутствии одного из членов комиссии и ключ возвращал духовнику, при том просил уволить его от библиотечного послушания22.

К июлю 1763 г. комиссия из четырех иеромонахов окончила сверку книжного фонда с «тетрадями» и составила единую опись. В то время, в отличие от современной нормы сверки наличного фонда с неизменными документами хранения, при проверке фонда описи составлялись заново и заново надписывались на книжных титульных листах или авантитулах инвентарные номера. Книги выдавались читателям под расписку в особой тетради или на полях описи. «Библиотеки содержатель» вел также приходно-расходные записи. Карточные каталоги в России появились позднее, в середине XIX в., и долго имели вспомогательное назначение, из них описания переносились по порядку в описи.

В последние тридцать лет XVIII в., в правление митрополита Гавриила (Петрова-Шапошникова; 1730--1801) духовное просвещение переживало расцвет: был построен и освящен монастырский собор в честь Пресвятой Троицы, завершена и издана Синодом книга с объяснением церковных служб, напечатаны краткие поучения из святых отцов на каждый день года, в монастырь было переведено несколько монахов строгой жизни из Софрониевой пустыни Черниговской епархии, был подготовлен к изданию славянский перевод «Добротолюбия» (текст правили в Александро-Невском монастыре)23.

Владыка был одним из первых хранителей памятников церковной старины и фактически исполнял обязанности президента Академии наук. По его ходатайству перед императором Павлом I Александро-Невскому монастырю был придан статус Лавры, а Главная семинария была преобразована в Академию.

Труды владыки Гавриила были продолжены преемником по кафедре, митрополитом Амвросием (Подобедовым; 1742--1818), первым получившим звание доктора богословия. Им было составлено «Руководство к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Завета», неоднократно издавались его слова и речи24.

В 1770--1809 гг., по описанию лаврского насельника архимандрита Амвросия (Орнатского; 1778--1827), будущего епископа пензенского, лаврская и академическая библиотеки существовали раздельно в Северо-западной и Юго-западной башнях, причем лаврская состояла «из многих русских, а частию греческих и латинских книг», размещенных, как и святыни и реликвии ризницы, «в шкафах из казанского дуба под лаком»; в академической же библиотеке было «книг печатных на разных языках до 5 000 нумеров [причем на один номер могло быть записано несколько книг. --- Н.Г.], а также многия достопамятные рукописи и физические инструменты»25. Как видно, в XVIII веке не проводилась резкая граница между книжным, музейным и архивным фондами.

Помимо братской и академической библиотек, в Лавре существовали значительные келейные собрания, например, иеродиакон Филарет (Дроздов), будущий святитель Филарет Московский, насельник Невской Лавры в 1809--1815 гг., пользовался личными книгами ректора Духовной академии архимандрита Сергия (Крылова-Платонова)26.

Архимандрит Филарет (Дроздов) был определен ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, профессором богословских наук. В 1817 г. он был возведен в сан епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской и Новгородской епархии. В петербургский период Владыка начал труд всей жизни --- перевод Библии на русский язык (синодальный перевод был издан в 1876 г.) Его яркие проповеди, произнесенные в Троицком соборе Лавры, были напечатаны в возобновленной лаврской типографии. Позднее именно митрополит Филарет Московский разработал систему описания церковного имущества в записке «О средствах и препятствиях сохранности церковных древностей и рукописей в церквях и монастырях»27, составленной в марте 1853 г. по указанию императора Николая I.

Митрополит Михаил (Десницкий; 1761--1821) был участником Библейского общества, ярким проповедником, работы его многократно издавались.

Митрополит Серафим (Глаголевский; 1757--1843) показал себя противником масонства и увлечений мистицизмом. Известна его работа «Исследование доказательств бытия Божия», «Пастырское увещание по случаю холеры», а также «Слова и речи на разные случаи».

Митрополит Антоний (Рафальский; 1789--1848) покровительствовал иконописанию28.

Митрополит Григорий (Постников; 1784--1860), один из крупнейших специалистов по истории русского раскола, был автором сочинения «Истинно-древняя и истинно-православная Христова Церковь, изложение в отношении к глаголемому старообрядчеству», а также «День святой жизни, или ответ на вопрос, как мне жить свято», его «Слова и беседы на все воскресенья и на праздничные дни в году» вышли в пяти томах. Он основал еженедельный журнал «Духовная беседа», в его правление при Духовной академии стали издавать переводы византийских историков, богослужебные книги переводились на татарский и финский языки.

При митрополите Исидоре (Никольском; 1799--1892) сформировалась сеть благотворительных и учебных заведений, построенных на лаврских землях. Владыка состоял членом многих научных обществ и учреждений. Он имел влияние как толкователь и переводчик на русский язык Библии (синодальный перевод 1876 г.), автор слов и речей.

Митрополит Палладий (Раев; 1827--1898) покровительствовал Обществу религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви.

В 1844--1859 гг. с перерывами, при Духовной Академии и Лавре пребывал иеромонах (затем архимандрит) Феофан (Говоров), будущий Затворник Вышенский и святитель. Им был переложен на русский язык греческий, отчасти славянский тексты «Добротолюбия» (издание вышло в 1877 г.) В работе над русским текстом, как и ранее над славянским, принимали участие монахи Невской и Троице-Сергиевой Лавры. В Александро-Невской Лавре о. Феофаном был подготовлен очерк аскетики «Путь ко спасению».

Архимандрит Макарий (Булгаков), ректор Духовной академии, создал в петербургский период такие фундаментальные труды, как «Православно-догматическое богословие» и три первых тома «Истории Русской Церкви»)29.

Духовный писатель, историк монашества архимандрит Иувеналий (Половцев) был наместником Лавры с 1867 по 1871 г.30

Что касается именно лаврских библиотеки и ризницы, существенное упорядочение хранения в них было произведено во время правления митрополита Никанора (Клементьевского; 1787--1856), известного своей благотворительной и просветительской деятельностью. В 1853 г. Преосвященный Никанор распорядился о реорганизации лаврской братской библиотеки: о новом ее перемещении в Юго-западную башню (на место академической, после 1819 г. находившейся в здании Академии), о возобновлении должности библиотекаря и назначении на нее иеромонаха Филиппа (до того фонд был в распоряжении ризничего), о создании комиссии для составления новой описи.

В 1853--1855 г. фонд лаврской библиотеки пополнился 600 книгами, а также собранием монет и медалей, пожертвованными митрополитом Никанором из личной коллекции. В правление этого владыки было начато описание достопримечательностей Лавры и собирание материалов по ее истории, составлены житие и акафист святому благоверному князю Александру Невскому и биографии митрополитов Амвросия и Гавриила. Четырехтомный каталог библиотеки середины XIX века и главная церковная ризничная опись, как и полный текст историко-статистического описания монастыря (120 листов), составленный к 1859 г. Иларионом Алексеевичем Чистовичем (1828--1893), были утрачены в советское время31.

Большую часть собрания составляли книги XVIII--XIX веков по библеистике, богослужебные, по гомилетике, истории, философии, художественная литература, латинские учебники; среди них – Остромирово и Реймское Евангелия (последнее – парижского издания 1843 г.), «Обозрение Кормчей книги в историческом виде» Г.А. Розенкампфа, сочинения владык Филарета и Иннокентия, А.С. Норова, А.Н. Муравьева, описание путешествий Ж.-Э.-В. Араго, А.-Ф. Коцебу, Ф.-О. Шатобриана. Выписывались переводы творений отцов церкви (до 1884 г.), журналы «Христианское чтение», «Православное обозрение», «Православный собеседник», «Духовное чтение». Из рукописей наибольшую ценность представляли три Евангелия конца XV--начала XVII века, несколько списков жития святого князя Александра Невского, личная переписка владыки Никанора.

К этому же времени относится поступление изданий и рукописей, связанных с именем образованного иеромонаха Паисия (Кривоборского; --1854), лаврского насельника, проходившего послушание во флоте, затем в Киновии. Он был автором нескольких сборников духовного содержания, в том числе Патерика новгородских чудотворцев33.

В составе фондов находилась также часть рукописей и книг монаха Иакинфа (Бичурина; 1777--1853), одного из основоположников российского китаеведения, академика, путешественника, начальника Девятой Пекинской духовной миссии, лишенного сана архимандрита, доживавшего век в Лавре. Ныне его рукописи и книги --- в библиотеках и архивах Москвы, Санкт-Петербурга и Казани34.

Как указано у М.В. Шкаровского, братия посещала библиотеку «весьма мало» отчасти из-за холода (помещение зимой не отапливалось), отчасти из-за преимущественно «ученого и учебного» характера книг. Была разрешена выдача изданий под расписку наставникам и студентам Академии35.

В 1896 г. замещать библиотекаря иеромонаха Александра, назначенного сопровождать Абиссинскую миссию, поручили иеромонаху Геннадию (Никифорову; 1860 --- после 1932).

15 июня 1898 г. иеромонахам Геннадию, Нилу (Гончару) и послушнику Соловьеву было поручено сделать проверку книг и рукописей и при необходимости составить новую опись. В январе 1899 была закончена первая опись фонда рукописных материалов36.

В 1909 г. о. Геннадий освобожден от должности библиотекаря и назначен ризничим, впоследствии казначеем37.

С 1909 г. архимандрит Амвросий (Казанский) исполнял должность библиотекаря, с 1911 --- архивариуса38.

Новая ризница. Проект Л.П. Шишко 1904 г.В 1910 г., в период управления митрополита Антония (Вадковского) и наместника архимандрита Феофана (Тулякова), библиотека и архив были размещены на первом этаже39 специально выстроенного по проекту архитектора Л.П. Шишко здания Новой ризницы, восточной стеной выходившего на Никольское кладбище, за Духовским братским корпусом.

6 апреля 1912 г. был назначен новый заведующий библиотекой и архивом --- архимандрит Макарий (Воскресенский; 1866--1931), исполнявший также должность благочинного монастырей и подворий епархии40. Личный духовник Великого Князя Константина Константиновича Романова и его семьи, он был причислен к орденам Анны и Владимира, выполнял почетные поручения --- например, освящал храм-крипту Иоанновского монастыря для погребения святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он постригал и будущую преподобномученицу Марию Гатчинскую.

Во время его заведования библиотекой архивариусом был архимандрит Геннадий (Никифоров), помощником архивариуса --- послушник Федор Михайлович Морозов (1883--1962), инициатор устройства в Лавре древлехранилища и участник научной организации лаврского архива. В Первую мировую войну Ф.М. Морозов добровольно ушел на фронт санитаром, в 20-е годы много сделал для сохранения святынь и реликвий Киево-Печерской Лавры и других святых мест, впоследствии всю жизнь прослужил научным сотрудником Русского музея и Эрмитажа41.

В 1915--1917 гг. вторым библиотекарем и заведующим музеем был иеродиакон Иоасаф (Журманов; 1877-1962), впоследствии наместник Лавры, затем архиепископ Тамбовский42.

2 января 1918 г., по результатам ревизии Лавры, в числе других заметных перемещений братии, архимандрит Макарий был отстранен от должности заведующего библиотекой и архивариуса, его заменил архимандрит Неофит. В 1922 г. о.Макарий подготовил при Богословском институте кандидатскую диссертацию и в 1924 был удостоен степени кандидата богословия.

В 1924 г. архимандрит Макарий был арестован по делу о Спасском братстве, отбыл двухлетний срок на Соловках, где работал на строительстве железной дороги43, вернулся в Ленинград и жил в семье родного брата Капитона Федоровича Воскресенского, школьного учителя. В 1931 г., наполовину парализованный, он был арестован повторно как иосифлянин и выслан в Ярославль, где родным удалось передать его на попечение сначала одной родной сестре в село Введенское Чухломского уезда Костромской губернии, затем другой сестре, Ольге Федоровне Птицыной --- в Чухлому, где он вскоре скончался и был похоронен на городском кладбище44.

Вот некоторые черты организации библиотеки при заведующем архимандрите Макарии. Согласно его рапорту от 6 апреля 1912 г. о приеме библиотечного имущества, справочный аппарат библиотеки состоял из описей собрания рукописей, печатных книг и журналов, а также «разных вещей» и алфавитного (карточного?) каталога. Книговыдача осуществлялась путем записи в особые переплетенные тетради. Как уже отмечалось, четырехтомный каталог библиотеки, как и описи, был утрачен в советское время.

Штамп братской библиотеки. Нач. XX в.Многочисленные реорганизации монастырских книгохранилищ были причиной модификаций их штампов. Всего, если судить по 550 монастырским книгам и журналам, ныне находящимся в Библиотеке СПбДАиС, было 15 вариантов штампов братской библиотеки, ризницы, киновии, читальни, собора45. Книжные ярлыки в монастыре не применялись.

Разделы фонда выделялись «по обычаю», в шифрах использовались римские и арабские цифры, буквы; в качестве примера можно привести рубрики опубликованного каталога архиерейской библиотеки митрополита Флавиана (Городецкого; 1841--1915)46:

А. Богословие (1. Священное Писание, 2. Патрология, 3. Введение в круг богословских наук, или Основное богословие, 4. Догматическое богословие, 5. Обличительное, или Сравнительное богословие, 6. Нравственное богословие, 7. Пастырское богословие, 8. Гомилетика, 9. Каноническое право);

Б. История (1. Библейская, 2. Церковная, 3. Гражданская);

В. Книги разного содержания (философия, психология, психиатрия, правоведение, география, этнография, статистика, библиография, словесность, языкознаиие, искусство, энциклопедии и справочники);

Г. Журналы и газеты.

Иначе был организован фонд фундаментальной библиотеки Санкт-Петербургской духовной академии: книги расставляли и шифровали, в основном, по формату, по тематико-видовому и языковому признакам, сохранялась цельность мемориальных коллекций профессоров Академии и других лиц. Например, шифры с буквами Ж, Г, К имели русские и иностранные книги формата in octavo, А --- in folio и in quarto, М --- книги на восточных языках, А и Б --- рукописи, Э --- акты учебных заведений и др.47

В отличие от некоторых существовавших в городе общедоступных библиотек, располагавших, помимо абонемента и читального зала, залом для бесед и показа теневых картин, лаврская братская библиотека была именно книгохранилищем, первоначально запланированный читальный зал был вскоре отдан для размещения архива. Историк С.Г. Рункевич в 1912 г. писал о ней так: «Превосходное помещение, по-видимому, еще не проснувшееся к жизни»48.

Со 2 января до 1 июня 1918 г. должность библиотекаря исполнял архимандрит Христофор, с 6 июня 1918 библиотекарем был назначен иеромонах Нектарий (Трезвинский), впоследствии епископ Яранский, священномученик, канонизированный РПЦЗ; в 1920 он вновь замещал библиотекаря49. Более поздних сведений о братских библиотекарях не обнаружено.

Одним из постоянных читателей братской библиотеки был архимандрит Сергий (Бирюков; 1862--1937), духовник Лавры в 1919--1927 гг. О.Сергий и в советское время продолжал проповедовать, распространял тексты своих проповедей в стихотворной форме, посещал святые места. Он вел научную работу по изучению рукописей в библиотеке Лавры, собирал редкие акафисты, составлял жизнеописание подвижников благочестия50.

В декабре 1913 г., при митрополите Владимире (Богоявленском) и наместнике архимандрите Феофане (Тулякове), в Лавре были учреждены и действовали всю Первую Мировую войну Богословские общеобразовательные курсы. В число учащихся принимались послушники и монашествующие Лавры, певчие Митрополичьего хора и келейники, преподавали образованные насельники из числа братии51.

Помимо Антониевского духовного училища, на лаврской земле также находились трехклассное (впоследствии шестиклассное) Исидоровское женское епархиальное училище для дочерей лиц духовного сословия и двухклассная Александро-Невская церковно-приходская школа на 100 мальчиков-певчих, имевшие свои учебные библиотеки52.

 Штамп читальни. Годы неизв.Известно, что помимо братской библиотеки, в Лавре отдельно существовала читальня с книжным штампом особой формы. По-видимому, организация отдельной лаврской читальни с книжным штампом особой формы была следствием нового «Положения об Александро-Невской Лавре», утвержденного указом Синода от 26.05.1917 г.53, программы религиозно-просветительской деятельности Александро-Невской Лавры, разработанной на Всероссийском съезде ученого монашества в июле 1917 г. в Троице-Сергиевой Лавре. В резолюции секции, зачитанной иеромонахом Александро-Невской Лавры Иннокентием (Тихоновым), речь шла, наряду с истовым и полным богослужением, проповедью, организацией внебогослужебных бесед, об «устройстве публичной религиозно-нравственной библиотеки для широких слоев столичного населения и народной читальни», расширении древлехранилища, богословских исследованиях и книгоиздании54.

Деятельность народной читальни была связана с существованием при Лавре курсов, училищ и школ, ведь посетителями таких читален были, в первую очередь, учащиеся, народ, дети.

При СПбДА студенческая читальня с фондом периодики действовала еще в 1890-е гг., ее посещал в годы своей учебы будущий митрополит Григорий (Чуков).

Первые бесплатные народные читальни появились в Петербурге в 1887 г., а к 1917 г. их число в Санкт-Петербурге достигало 23, в частности, несколько библиотек-читален с залами для бесед было открыто в столице «Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения». Накануне революции общедоступные городские и, в определенной степени, церковные библиотеки образовали общее библиотечное пространство.

Состав книг в народных читальнях был очень ограничен и строго регламентирован, количество названий книг, допущенных в них по правилам Министерством народного просвещения 1890 и 1896 г. и указаниям Духовного ведомства, было около 3 000, периодики --- около 90.

После революции устройство читален поддерживалось советской властью и стало темой специальных циркуляров правительства 1924 и 1929 гг., читальни сыграли большую роль в ликвидации неграмотности простого населения и приобщении его к знаниям, литературе и культуре55.

30 сентября 1918 г. взамен закрытых Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии было открыто двухгодичное Богословско-пастырское училище для подготовки священно- и церковнослужителей и преподавателей Закона Божия для епархии, учредителями стала преподавательская корпорация Семинарии. Первоначально митрополит Вениамин предоставил училищу помещение у лаврского каре, затем оно переехало в здание бывшей Семинарии на набережной Обводного канала, 19, а в декабре 1920 г. в здание подворья Троице-Сергиевой Лавры на набережной Фонтанки, 44, объединившись с Петроградским Богословским институтом, созданным в апреле 1920 г. Институт и училище содержались на средства приходских общин епархии. В ноябре 1918 г. библиотечный отдел Наркомпроса передал училищу библиотеку бывшей Семинарии в количестве 20 тысяч томов (так в тексте. --- Н.Г.) преимущественно по вопросам религиозно-нравственным и церковно-историческим56, но в феврале 1920 из этого фонда были изъяты в пользу детской колонии беллетристика, книги педагогического содержания и справочная литература, а в декабре 1922 решением так называемого Государственного книжного фонда остававшиеся в Богословском училище книги и рукописи были переданы Российской Публичной библиотеке, I отделению (Обводный канал, 17)57.

С 1918 г. (фактически --- с 1916) при монастыре было организовано Александро-Невское братство, целями которого были, среди прочего, подготовка священнослужителей и монахов из числа благочестивых мирян, преподавание детям Закона Божия (существовало 69 детских кружков). Еще с дореволюционного времени и почти до разгрома действовали богословские (числом не менее пяти), философский и монашеские (мужской и женский) кружки, участники которых готовили доклады по изучаемым темам, а также кружок любителей православного богослуженияп. Руководили Братством будущие священномученики Лев (Егоров; 1889--1937) и Иннокентий (Тихонов; 1889--1937), будущий митрополит Гурий (Егоров; 1891--1965) и другие лаврские иеромонахи. До конца 1920-х гг. издавались серьезные труды братчиков, а также православные календари и приходская периодика. Есть сведения, что к 1920 г. Братство имело большую библиотеку религиозных книг и предоставляло книги из нее в пользование другим братствам58. Можно предположить, что это то же собрание, что и лаврская читальня. В помощь миссионерской работе, вероятно, создавались и передвижные религиозные библиотеки временного пользования; по понятным причинам, документация не велась.

В начале 1924 г.59 Лаврская братская библиотека, предположительно, вместе с ризницей, архивом и зданием, в котором они размещались, перешла в распоряжение Петроградского Отдела коммунального хозяйства, в марте --- в ведение общества «Старый Петербург» и, вероятно, в конце декабря 1924, при перемещении Лаврского архива в Центрархив, была разорена большевиками. Книжное собрание было передано в Российскую Национальную (ранее --- Публичную) библиотеку и другие книгохранилища, в том числе в библиотеку Казанского университета. Процесс передачи через Лениградское отделение Государственного книжного фонда, в которое отовсюду свозили реквизированные издания, по некоторым сведениям, продолжался до 1928 г. Часть книг и по сей день находится в запасниках крупных библиотек, никогда не быв обработана новыми библиотекарями и востребована читателями, часть была продана за границу или распылена.

В Лаврской киновии (современный адрес: Октябрьская наб., 18) имелся свой книжный фонд, о чем свидетельствует существование особого книжного штампа60.
Митрополичья библиотека, по сведениям М.В. Шкаровского, была ликвидирована осенью 1923 г., при передаче Митрополичьего корпуса Володарскому райисполкому под жилье рабочим61.

О существовании и составе келейных библиотек насельников можно судить отчасти по составлявшимся при их аресте документам о конфискация личной церковной утвари, библиотеки и квартирной обстановки, отчасти по владельческим записям на книгах, которые в последнее время стали все чаще возвращаться в Лавру, приносимые прихожанами.


***

Собирание православных изданий было возобновлено в первые годы перестройки. С сентября 1990 до ноября 1994 г. небольшая библиотека (около 2 700 единиц хранения), размещенная на колокольне Свято-Троицкого собора, была доступна для священно- и церковнослужителей, сотрудников и, избирательно, для прихожан, велся учет книг, имелись карточные каталоги.

В 1995--2006 гг. книгохранилище было братским и имело основной задачей обеспечение учебными пособиями насельников – учащихся Духовных школ. Размещалось оно сначала в Федоровском корпусе, затем в Духовском братском корпусе на втором этаже, вблизи приемной Наместника и братских келий.

В конце 2006 г. митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым), был благословлен проект епископа Кронштадтского Назария (Лавриненко), наместника Лавры (в то время архимандрита) --- создание крупной общедоступной современной библиотеки, соответствующей статусу монастыря и задачам, решаемым ныне Церковью, располагающей учебными (для духовенства и монашествующих), образовательными (для мирян), аскетико-просветительскими и душеполезными изданиями. Внимание придается также собиранию материалов о святом благоверном князе Александре Невском, о преподобном Серафиме Вырицком, о святых, святынях и подвижниках благочестия Северо-запада России, по краеведению и русской военной истории.

Среди предполагаемых направлений деятельности – обеспечение душеполезным чтением готовящихся к принятию Святого Крещения и к воцерковлению, поддержка пастырской работы с особыми группами прихожан (химически зависимые и др.), организация бесед и встреч с писателями и издателями в рамках раскрытия фондов. Открытие общедоступной Александро-Невской библиотеки будет частью и просветительской деятельности воссозданного Александро-Невского братства.

Осенью 2008 г. монастырю было возвращено историческое здание так называемой «Новой ризницы», построенное в 1904--1910 гг. В советское время оно использовалось для нужд Городской станции переливания крови. Интерьеры монастырской ризницы, библиотеки, архива не сохранились, была разрушена система вентиляции, сняты и вывезены кованые ажурные оконные решетки. Владыка Наместник предпринял ремонтно-реставрационные работы по возвращению интерьеров здания в первоначальный вид и адаптации их к современным задачам эксплуатации. Помещение библиотеки было оборудовано стеллажами и библиотечной мебелью.

Электронный каталог библиотеки. 2012 г.Летом 2012 г. библиотечные фонды были перемещены в подготовленное помещение, издания распакованы после переезда, разобраны и размещены на стеллажах. Наступило время подготовки библиотеки к открытию. Начались работы по редакции электронного каталога библиотеки, созданного в 2007--2011 гг. с помощью САБ Ирбис64, оптимизации поискового образа документа, обеспечивающей эффективный многоаспектный поиск в массиве библиографических записей, способствующей приближению книги к пользователю.

Библиотека участвовала в конкурсе «Православная инициатива» Фонда преподобного Серафима Саровского и выиграла грант, благодаря которому удалось приобрести новое компьютерное оборудование и установить новую версию автоматизированной библиотечно-информационной системы Ирбис 64.

 Общедоступный читальный зал открыт в Лавре в сентябре 2013 г. Фот. Ю.П. Костыгова.16 сентября 2013 г., в юбилейный для Невской Лавры год, вскоре после общегородских торжеств Александрова дня, читальный зал библиотеки был открыт для широких кругов читателей. Анализ первых месяцев работы показал, что более половины читательских запросов относится к истории России и Церкви, т.е. библиотека востребована именно как институт памяти.

Деятельность библиотеки (по данным на сентябрь 2014 г.)

• Фонды насчитывают 60 тысяч единиц хранения бумажных и электронных ресурсов, каталогизация ведется. Комплектование осуществляется регулярно, в т.ч. благотворительно, с применением рекомендательных списков, составляемых по просьбе библиотекаря экспертами в конкретной области.

• Электронный каталог ведется с помощью системы автоматизации библиотек ИРБИС 64, библиографические записи имеют около 30 точек доступа (сведения об интеллектуальной ответственности, заглавие, заглавие оригинала, перевод заглавия, страна и язык издания и т.д.), расписывается содержание периодики и сборников.

• Обслуживание читателей и выдача изданий осуществляется только через читальный зал изданий на традиционных носителях. Коллекция научных и образовательных электронных изданий предназначается для использования во втором, «электронном» читальном зале62.

• Библиотека участвует в церковных образовательных конференциях, краеведческих мероприятиях и др. Книгохранитель регулярно участвует в международных семинарах по электронной каталогизации и работе с электронными ресурсами Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина, Центральной городской публичной библиотеки им. В.В. Маяковского, публикует статьи.

• В библиотеке проводятся занятия по церковнославянскому языку и по практическому обучению церковных чтецов.

Следующий этап работы предполагает окончание библиографического описания и индексирования средствами АБИС ИРБИС 64 существующей коллекции локальных сетевых электронных ресурсов, создание электронных защитных копий редких изданий, присоединение полных текстов электронных ресурсов к описаниям в каталоге, оборудование читального зала для работы с локальными сетевыми электронными ресурсами, обеспечение удаленного доступа пользователей к электронному каталогу и к фондам библиотеки, а также справочно-библиографическое обслуживание удаленных пользователей.

Особенностью библиотеки, по благословению Наместника Лавры, является выделение в качестве самостоятельного отделения зала редкой книги, в котором будет создана экспозиция по церковной истории, видимой сквозь призму старых изданий, владельческих записей на них.

Многие редкие издания появились в библиотеке неустанными заботами их почитателя --- владыки Назария, постоянно подчеркивающего своевременность и необходимость принятия мер по сохранению и изучению редких (старопечатных, старых, рукописных, эмигрантских и других) изданий.

Среди поступлений 2012--2013 гг. надо особо отметить подаренные Лавре прихожанами книги со штампом дореволюционных лаврских библиотеки, читальни и ризницы, с владельческими надписями насельников монастыря и священноначалия --- митрополита Елевферия (Воронцова), архимандрита Геннадия (Никифорова) и других.

Отдельными коллекциями являются книги из келейных собраний последних лет насельников Лавры архимандрита Елеазара (Иванова; 1936--2011) и иеромонаха Илиана (Мешкова; 1970--2012), а также протодиакона Василия Ципкало (1938--2010). Было благословлено оставлять в фонде редких книг машинописные перепечатки советского времени, поступившие из собраний известных петербургских священнослужителей – например, протоиерея Василия Лесняка (1934--1995) и других. Потомки одного из почивших священнослужителей подарили самодельные переплетные инструменты, с помощью которых в то время переплетались машинописные копии духовных книг, потомки протоиерея Вадова --- дореволюционные грампластинки с записями известных московских архидиаконов. Одно из последних поступлений --- стеклянные диапозитивы 1930-х гг., подобные тем, с помощью которых до революции при проведении просветительских бесед показывали «теневые картины».

Особенно ценно для будущей экспозиции и для составления библиографического описания редкой книги или музейного объекта, если дар сопровождается составленной вкладчиком краткой историей о бывшем владельце.
В рамках договора о сотрудничестве, Президентская библиотека передала в библиотеку монастыря электронные копии пяти дореволюционных изданий, относящихся к истории обители, а лаврская библиотека предоставляет Президентской библиотеке для оцифровки «Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Синоде». Была достигнута договоренность об оцифровке Президентской библиотекой документов дореволюционного архива Лавры, ныне находящихся в РГИА, и предоставлении пользователям широкого доступа к ним.

Возобновление, с необходимыми изменениями, в бумажном или в электронном виде исторического фонда Лаврской библиотеки --- необходимый следующий шаг ее развития на благо Церкви и города.

 

 


1 Христианское чтение: научно-богословский журнал. 2014. №4. С. 79-104.
Чертеж земель Александро-Невского монастыря по Черной речке в С.-Петербурге / сост. Макаром Назаровым в 1722 г. // 300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре : [каталог выставки] / РГИА, Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. СПб., 2013. 40 с. : ил. С. 8.
3 Рункевич С.Г. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: 1713--1913: в 2 т.: историческое исследование. СПб.: Logos, 2001. [1224] с., ил. Т. 1. С. 385, 39. Т. 2. С. 207.
4 Ср.: Константинов Н.А. История педагогики. М., 1982.
5 Рункевич С.Г. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра... Т. 1. С. 252--275, 584--590. Также: Библиотеки дореволюционного Петербурга: [электронный ресурс]: [справочник] / сост. И.Г. Матвеева; ОИБД РНБ. СПб., 2005. (На правах рукописи). Также: Шкаровский М.В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра в 1922--1927 годах // Сборник материалов конференции «300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры» (2013; СПб.) / ред. М.В. Шкаровский. СПб.: Типография "НПринт", 2013. 352 с.: ил. С. 104--145.
6 Смолич И.К. История Русской Церкви: 1700--1917 / изд. Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь. Ч. 1. М., 1996. 800 с. С. 290--291.
7 Изображение келейного жития монахов Александро-Невского Монастыря // Рункевич С.Г. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра.... Т. 2. С. 479--487.
8 Карпук Д.А. Александро-Невская Лавра --- центр ученого монашества в начале XX века // Сборник материалов конференции «300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры». С. 218--219.
9 Купалов А. Скиада, Афанасий Егорович // Русский Биографический словарь : [в 31 т.] / под набл. А.А. Половцова. М.: Aspect Press LTD, 1992--2003. Т. [18]. Сабанеев -- Смыслов. С. 555--556. Также Рункевич С.Г. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра... Т. 1. С. 532.
10 Титлинов Б. Феодосий Яновский // Русский Биографический словарь. Т. [25]. Яблоновский --Фомин. С. 346--357.
11 Ода библиотеке в русских переводах XVIII--XX веков // Стефан (Яворский), митр. Сказание об антихристе. Догмат о святых иконах. М.: Паломник, 1999. 288 с. : ил. (Богословское творчество русских святителей XVIII--XIX веков). С. 275--285.
12 Рункевич С.Г. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра... Т. 1. С. 593.
13 Рункевич С.Г. Там же. С. 591--594.
14 Домы училищные и в них учители и ученики, тако ж и церковные проповедники // Духовный регламент Петра Первого, с прибавлением «О правилах причта церковного и монашеского». Репринт.- М.: Синодальная типография, 1897. М.: Либроком, 2011. 198 с. (Академия фундаментальных исследований, история).
15 Также Книжные знаки, владельческие и дарственные записи на книгах библиотеки Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии: в 2 ч./ сост. игумен Стефан (Садо), А.Н. Михайлов. СПб., 2007. [1288] с., ил. (На правах рукописи). Ч. 2. С. 6.
16 Титлинов Б. Феофан Прокопович // Русский Биографический словарь. Т. [25]. Яблоновский -- Фомин. С. 399--448. Также Сапрыкина Л.Ю. Очаг премудрости и духовности на Петроградской стороне: [о деятельности преосв. Феофана Прокоповича и о его резиденции] // Двенадцатые и тринадцатые открытые слушания «Института Петербурга»: ежегодные конференции по проблемам петербурговедения, 2005--2006 / сост. Н.В. Скворцова, И.М. Сергеева. СПб.: Институт Петербурга, 2006. 209 с.
17 Рункевич С.Г. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра... Т. 1. С. 593.
18 Рункевич С.Г. Там же. С. 537--540; Т. 2. С. 207.
19 Рункевич С.Г. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра.... С. 593--594.
20 Рункевич С.Г. Там же. Т. 2. С. 207.
21 Рункевич С.Г. Там же. С. 207.
22 Рункевич С.Г. Там же. С. 208.
23 Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: [альбом] / Санкт-Петербургская епархия ; ред. еп. Назарий (Лавриненко) [и др.] ; автор текста М. В. Шкаровский. СПб.: Арт Деко, 2012. С. 63--64.
24 Там же. С. 65.
25 Амвросий (Орнатский), еп. История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием: в 6 ч. М.: Синодальная типография, 1807--1815. Ч. 2. С. 220--221.
26 Сегень А.Ю. Филарет Московский. М.: Молодая гвардия, 2011. 432 с. : ил. (8 л.). (Жизнь замечательных людей ; 1525. Серия биографий). С. 31.
27 Сохранение памятников церковной старины в России XVIII--начала ХХ вв.: сборник документов / Мин-во культуры РФ, НИИ реставрации; сост. В.С. Дедюхина и др. М.: Отечество, 1997. С. 86--90.
28 Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: [альбом]. С. 68--69.
29 Там же. С. 101.
30 Там же. С. 72.
31 Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: 1713--2013: в 3 т. / авт. идеи, рук. проекта еп. Назарий (Лавриненко); Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. СПб., 2013. [1112] с. : ил. Т. 2. С. 99--101, 125.
32 Там же. С. 125--126.
33 Богданова Т.А. Собрание рукописей Александро-Невской Лавры в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки // Сборник материалов конференции «300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры». С. 286--305.
34 Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: 1713--2013: в 3 т. Т. 2. С. 126. Также Богданова. Указ. соч.
35 Там же. С. 125.
36 Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: 1713--2013: в 3 т. Т. 2. С. 126.
37 Шкаровский М.В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: 1913--2013 : в 2 т. / рук. проекта еп. Назарий (Лавриненко) ; гл. ред. А.А. Зимин ; при уч. свящ. А.В. Берташа, Л.К. Александровой-Чуковой ; Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. СПб., 2012. [1088] с., фот. Т. 2. С. 472.
38 Шкаровский М.В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра... С. 457--458.
39 Крылов Н.С. Из истории архива Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры // Сборник материалов конференции «300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры». С. 310
40 Войчук А. Литературно-документальная биография семьи Войчуков в документах, письмах и воспоминаниях. Кн. 1. [Воскресенские]. Курск, 2006. (На правах рукописи). С. 12--21.
41 Щеглов. Г.Э. Хранитель: жизненный путь Федора Михайловича Морозова / Мин. ДА. - Минск : Врата, 2012. Также Шкаровский М.В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра... Т. 2. С. 189--190.
42 Шкаровский М.В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра... Т. 2. С. 444.
43 Ср. Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века: база данных ПСТГУ > Макарий (Воскресенский). Режим доступа: http://kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans (дата обращения: 17.10.2013). Также: Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии : XX столетие. 2-е изд., доп. СПб.: Миръ : Об-во свт. Василия Великого, 2002. 280 с. : ил. С. 82--83. Также: Войчук А. Литературно-документальная биография семьи Войчуков. С. 22--32.
44 Войчук А. Там же. С. 32--33.
45 Книжные знаки. Ч. 2. С. 6--9.
46 Систематический каталог книг библиотеки Высокопреосвященного Флавиана, митрополита Киевского и Галицкого, [с пятью прибавлениями] / сост. игум. Михаил [Тростянский]. Киев : Киево-Печерская Лавра, 1910--1915. [921] с., ил. С. 673--677.
47 Книжные знаки. Ч. 1. С. 3.
48 Рункевич С.Г. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра.... Т. 2. С. 397.
49 Шкаровский М.В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: 1913--2013: в 2 т. Т. 2. С. 503--505.
50 Шкаровский М.В. Там же. С. 525--526.
51 Шкаровский М.В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра... Т. 1. С. 88.
52 Книжные знаки. Ч. 2. С. 2.
53 Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: [альбом]. С. 186.
54 Карпук Д.А. Александро-Невская Лавра – центр ученого монашества в начале XX века // Сборник материалов конференции «300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры». С. 225.
55 Новиков В.Н. Просветительная деятельность городских народных библиотек-читален России в конце XIX--начале XX веков: [автореферат дис. канд. пед. н. ]. СПб., 2010. Гл. 3.
56 Шкаровский М.В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра.... Т. 1. С. 263.
57 Шкаровский М.В. Там же. С. 258.
58 Шкаровский М.В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра..... С. 472--475. Ср. Зегжда С.А. Александро-Невское братство: добрым примером, житием и словом. [Набережные Челны] : Новости мира, 2009. 487 с. : ил. (Жизнь во благо).
59 Ср.: Крылов Н.С. Из истории архива Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры // Сборник материалов конференции «300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры». С. 308--312. Также: Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: [альбом]. С. 215.
60 Книжные знаки. Ч. 2. С. 7--8.
61 Шкаровский М.В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра в 1922--1927 гг.// Сборник материалов конференции «300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры». С. 131.
62 Гражданский кодекс РФ. Ст. 1273--1275. См. также: Право на доступ к информации: возможности и ограничения в электронной среде: сборник материалов международной научно-практической конференции /науч. ред. Н.А. Шевелёва; ФГБУ «Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина». СПб., 2012. 298 с. (Электронное законодательство; вып. 2). URL: http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=75682 (01.11.2013).