Пятница, 21 Сентябрь

Подписывайтесь на страницы Александро-Невской Лавры в социальных сетях ВКонтакте, Instagram



«Преобразился еси на горе, Христе Боже…»  Александро-Невская Лавра празднует Преображение Господне

Сегодня, 19 августа 2018 года, Русская Православная Церковь празднует один из своих любимых и важных праздников – Преображение Господне. В этот день вспоминается событие, описанное в Евангелиях – таинственное Преображение, явление Божественного величия и славы Господа Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками на горе Фавор близ города Назарета.

Праздничное Всенощное Бдение и Божественную Литургию святителя Иоанна Златоуста в Свято-Троицком Соборе Александро-Невской Лавры возглавил наместник обители епископ Кронштадтский Назарий в сослужении братии монастыря в священном сане.

После сугубой ектении была прочитана молитва о прекращении кровопролития и воцарении мира на Украине.

Диаконский чин возглавил иеродиакон Александр (Урбанович).

За Божественной Литургией братии обители сослужил клирик Екатеринбургской митрополии протоиерей Игорь Муравлев.

Братия Лавры поздравила наместника с 33-летием священнической хиротонии.

За Богослужением пел Архиерейский праздничный хор.

После заамвонной молитвы было совершено славление перед иконой праздника и, по традиции, были освящены плоды нового урожая.

По окончании Божественной Литургии епископ Назарий обратился к верующим с архипастырским словом. Владыка отметил, что Преображение Господне, в первую очередь, было важно для учеников и для нас, потому что Иисус Христос всегда оставался Богом, на горе Фавор Он явно засвидетельствовал Свое Божество перед учениками, а через них и перед всеми нами. Также наместник поблагодарил всех собравшихся за молитвы и поздравление с 33-летием священнической хиротонии.

Владыка Назарий напомнил, что праздник Преображения сочитает в себе и небесное, и земное, поэтому мы сегодня освящаем плоды - видимые дары милости и милосердия Божия к людям. Господь никогда нас не забывает и не оставляет, подчеркнул наместник, главное нам не отворачиваться от Него.

*****

Вскоре после того, как Спаситель открыл ученикам, что Ему надлежит много пострадать от иудеев, быть убитым и в третий день воскреснуть, Он возвел трех апостолов — Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор и преобразился перед ними. Это событие празднуется Святой Церковью 19 августа.

Впервые церковные источники упоминают о празднике Преображения Господня в начале IV века. В Палестине праздник Преображения Господня литургически отмечается, вероятно, начиная с IV века, со времени построения святой равноапостольной Еленой на горе Фавор храма, посвященного этому событию. Свидетельства о праздновании Преображения Господня на востоке, отраженные в творениях Святых Отцов, приходятся на время не позднee V века.

Все восточные богослужебные памятники, дошедшие до нас от начала VIII века (Евангелие праздничное 715 года, стихиры и каноны прпп. Космы Маюмскогои, Иоанна Дамаскина и многие другие), говорят о всеобщем праздновании Преображения Господня в VIII и последующих веках. На Западe с XV века папою Каллистом (с 1457 г.) он сделан всеобщим праздником.

Празднованием Преображения Господа Святая Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств — человеческого и Божественного. Важно понимать, что для Спасителя Преображение состояло не в изменении, не в каком-либо возрастании Его Божественной природы, обладавшей изначальной полнотой, но в явлении Его Божества в природе человеческой.

У учеников, возведенных на Фавор действием Божества, открылись духовные очи, благодаря чему они оказались способны созерцать Божественный Свет. Эти избранники вместе с пророками Моисеем и Илией олицетворяли на Фаворе всю Церковь – в этом богословский смысл Преображения. В евангельском повествовании Преображение имело еще одно значение: оно должно было при грядущем Голгофском уничижении Христа укрепить апостолов в их вере, дать им незыблемое свидетельство Божества Иисуса Христа и добровольности Его Крестных страданий и смерти. Об этом поется в кондаке Преображению: «Да егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние».

Кроме того, назидательный смысл празднования Преображения Господня заключается в обращении к каждому христианину: можем ли мы, имея ту же человеческую природу, что и апостолы, стать участниками Преображения, прикоснуться к жизни будущего века, воспринять Фаворский Свет? В этом стремлении к озарению нетварным Светом и состоит духовный смысл нашей жизни. Преображение Христа Спасителя совершилось во время Его молитвы. Поясняя это, святитель Московский Филарет говорит: «Дух молитвы, сливаясь с Духом Божиим, исполнил светом душу Иисусову; преизбыток сего света, не удерживаясь в душе, пролился на тело — и просиял в лице; не вмещаясь и здесь, осиял и преобразил самую одежду; расширяясь еще далее, объял души апостолов... О чудо молитвы, единым действием объемлющей небо и землю и Самое Божество!» По мысли святителя, молитва есть основа и нашего духовного преображения.

Общение с Богом, соединенное с покаянием и благими делами, обновляет душу не только человека, но и целого народа. Подражая Господу и верным ученикам Христовым, каждому из нас надлежит постоянно упражняться в молитве и добродетели, отвращаясь от земных помыслов и устремляя свой ум, свою любовь к Богу. Вера в то, что эта цель достижима, что обожение человеческой природы возможно – важнейший момент христианского учения о человеке. Многозначительно и само избрание Христом места, где свершилось Преображение, так как Фавор в переводе с еврейского означает «чертог чистоты и света». Возводя учеников именно на Фавор, Господь желал, чтобы самоназвание горы свидетельствовало апостолам, что для принятия Божественного Света необходимо очищение покаянием.