Пятница, 25 Май

Подписывайтесь на страницы Александро-Невской Лавры в социальных сетях ВКонтакте, Instagram



Вторая Неделя Великого поста в Александро-Невской Лавре

Во вторую Неделю Великого поста 4 марта 2018 года, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры, Божественную Литургию Святителя Василия Великого возглавил благочинный обители архимандрит Никита (Марков) в сослужении братии монастыря в священном сане.

В канун воскресного дня епископ Кронштадтский Назарий совершил всенощное бдение в Троицком соборе Лавры.

Второе воскресенье Великого поста Церковь посвящает памяти святителя Григория Паламы архиепископа Фессалонитского, покровителя христианских молчальников и молитвенников, которых называли в старину безмолвниками, подвижниками.

За богослужением пел хор Александро-Невской Лавры (регент — иеродиакон Александр Урбанович).

После Божественной Литургии со словом проповеди посвященную евангельскому чтению об исцелении расслабленного обратился насельник обители иеромонах Пимен (Шевченко):

— Господь сотворяет это чудо, как множество других чудес, в ответ на веру людей. Святой апостол и евангелист Марк особо указывает, что по вере людей, принесших расслабленного и совершается чудо. Все мы нередко хотим, чтобы произошло что-то сверхъестественное, что нарушило бы ход событий, естественную волю, а мы знаем, что чудо — это то, что нарушает ход человеческой истории. Чудо может сотворить только Бог. Порой мы в этом нуждаемся, но не обретаем, потому что не имеем веры. Господь говорит, что если бы мы имели веру хотя бы с горчичное зерно — совсем небольшую — то могли бы сказать горе «иди и ввергнись в море», и так бы произошло, об этом свидетельствуют жития святых. Мы же, не имея веры, хотим, чтобы произошло чудесное событие: будь то исцеление от болезни или что-то материальное, в чем мы нуждаемся.

Люди спрашивают, как молиться, чтобы обрести то, что необходимо: почитать ли какую-то особую молитву, заказать ли какой-то определенный молебен, возжечь ли свечу потолще, — полагая, что эти действия помогут совершению чуда и обретению просимого у Бога, но веры в Бога нет при этом не имеют. Веры — как доверия Богу, веры в Бога, как в Того, Кто заботится о нас, видит наши нужды, скорби, болезни, видит то, в чем мы нуждаемся.

Мы думаем, что совершим какой-то ритуал, почитаем акафист, поставим свечу, приложимся к иконе или мощам, и тут же Господь подаст то, в чем мы нуждаемся, но так не происходит. А не происходит как раз потому что, нет в нас той веры, которая была у тех, кто принес расслабленного ко Спасителю. Им не нужно было ничего говорить — они верили, что Христос Спаситель способен исцелить расслабленного. Господь видит устремления к Нему, видит то, что написано на скрижалях сердца. И, если мы не получаем просимого, важно понимать, что Господь прежде всего заботится не о материальном, не о внешнем благополучии человеческой жизни, довольно краткой по сравнению с вечностью, а о духовном ее устроении, — сказал в своей проповеди отец Пимен.

По окончании богослужения иеромонах Пимен поздравил прихожан с воскресным днем, а причастников — с принятием Святых Христовых Таин.

______________________

Житие святителя Григория Паламы архиепископа Фессалонитского

Святитель родился в 1296 году в Константинополе, в семье сенатора Константина при императоре Андронике II. Получил хорошее образование, живя, фактически, при дворе. Одним из учителей его был Феодор Метохит, знаменитый придворный ученый. Считается, что талант к философии Григорий Палама показал еще в юности, прочтя в 17 летнем возрасте лекцию о логике Аристотеля перед императором.

В 20-ти летнем возрасте он покинул дворец и удалился на Афон, где предался подвижнической жизни под руководством препоподобных Никодима и Никифора. В 1325 году был вынужден бежать от турецких нападений. В Фессалониках принял священнический сан и основал неподалеку от Верии (городок к западу от Фессалоник) монашескую общину, где, наряду с общими службами, практиковалась непрестанная молитва.

В 1331 году он возвращается на Афон в обитель святого Саввы. Однако его уединение было прервано знаменитыми спорами с Варлаамом Калабрийцем, Григорием Акиндином и Никифором Григорой. Полемика проходила на фоне гражданской войны между Иоанном Кантакузином и Иоанном Палеологом.

После воцарения Кантакузина Григорий Палама в скором времени избирается архиепископом Фессалоник. Хотя его архиепископство было омрачено и возмущениями сторонников Палеологов, и недолгим турецким пленом, он был очень почитаем горожанами. Известно, что по его молитвам совершались чудеса.

В 1359 году (по другой датировке в 1357), он скончался в возрасте 63 лет от болезни. Его прославление было совершено в 1368 году, менее чем через десять лет после смерти, что бывает довольно редко.