Суббота, 20 Октябрь

Подписывайтесь на страницы Александро-Невской Лавры в социальных сетях ВКонтакте, Instagram



Чин прощения совершен в Александро-Невской Лавре

В канун 1-й седмицы Великого поста, 18 февраля 2018 года, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры вечерню с чином прощения возглавил наместник обители епископ Кронштадтский Назарий. После пения великого прокимна и закрытия Царских врат наместник и духовенство монастыря переоблачились в великопостные черные ризы.

После отпуста вечерни владыка прочитал молитвы на начало Святой четыредесятницы и обратился к собравшимся с архипастырским словом, после чего состоялся чин прощения.

В своем слове владыка отметил, что сегодня православные христиане приходят в храм, чтобы испросить друг у друга прощения и несмотря на то, что многие друг друга не знают, в храме все мы становимся одной семьей, потому что у всех нас один Небесный Отец. Владыка напомнил, что отказ от определенных продуктов во время поста, является лишь средством, а не целью, главным же является милосердие и любовь.

Из истории. Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.

На Руси в канун Великого поста наши благочестивые предки испокон веков исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. И государи просили прощения у свои подданных. С этой целью они объезжали войска, просили прощения у солдат, посещали монастыри, где просили прощения у братии, приезжали к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.

«Прощайте, и прощены будете» — вот замечательные слова из Евангелия, но что означает прощать? Для кого-то это просто ритуальное действие, за которыми по-прежнему скрываются обида и недоверчивость. Кто-то идет дальше и старается не вспоминать сделанного ему зла. Есть и такие, кто, как отец из притчи о блудном сыне, сам бежит навстречу провинившемуся и делает все возможное и невозможное, чтобы восстановить разрушенные добрые отношения. У каждого своя мера.

Не менее сложно, чем простить — принять прощение и поверить, что все действительно прошло. Люди могут годами приносить на исповедь одни и те же грехи, не разговаривать с теми, кто, как им кажется, по-прежнему что-то имеет против них. В несении этого груза они находят свою сладость, которую иногда почему-то называют смирением или скромностью. «Я негодяй» — эти слова ничем никому не помогут, если не добавить к ним: «но я попробую стать лучше».

Это будет трудно, это наложит на меня новую ответственность, но без этого прощение, которое я надеюсь получить, остается недействительным, потому что я его на самом деле не принимаю.

Истинное прощение — это еще и попытка перемены. Пост, который начинается сразу после Прощеного воскресенья, для христианина как раз и служит способом достичь этого изменения. Христиане называют это покаянием и хотят вступить в него все вместе, никого не потеряв, и потому откладывают у порога поста то, что мешает их единству.

_________________

Последнее воскресенье перед Великим постом именуется Неделей сыропустной: в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. Также этот день именуется Прощеным воскресеньем. За Божественной литургией читается евангельский отрывок из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего нельзя получить прощение грехов от Отца Небесного, о посте и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с евангельским чтением у христиан есть благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид, принимать все меры к примирению с враждующими.