Четверг, 14 Декабрь



Божественная Литургия в неделю 25-ю по Пятидесятнице. Память святителя Иоанна Златоуста

В неделю 25-ю по Пятидесятнице и в день памяти святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского(+407),26 ноября 2017 года, Всенощное бдение и Божественную Литургию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры возглавил благочинный обители архимандрит Никита (Марков) в сослужении братии монастыря в священном сане.

За Божественной литургией после сугубой ектеньи была вознесена молитва о мире на Украине.

За Воскресным богослужением пел богослужебный хор Александро-Невской Лавры.

Диаконский чин возглавил иеродиакон Родион (Кириченко).

После Божественной Литургии насельник обители игумен Филарет (Пряшников) произнес проповедь:

Во имя Отца и Сына и святого Духа!

Сегодня дорогие братья и сестры, мы с вами только что слышали - притчи о милосердном самарянине. Многие из нас хорошо знают это повествование Священного Писания, однако, многие ли задумывались о том, в чём заключается глубинный смысл этой притчи?

Согласно этому повествованию некий законник, который преуспевал в исполнении закона подошел к Спасителю и спросил о том, что ему нужно делать для того, чтобы наследовать жизнь вечную. Господь отвечал ему, что, в первую очередь, нужно соблюдать заповеди Божии, а наипаче - заповедь о любви к ближнему. И законник задал вполне резонный вопрос: «Кто есть ближний мой?» То есть, кого считать ближним? По отношению к кому мы должны в особенности исполнять заповеди Божии?

Тогда Господь привел ему три примера о том, как некий человек, который совершал путешествие из Иерусалима в Иерихон, попался разбойникам, был ими тяжко избит и покалечен и, находясь в таком тягостном состоянии, лежал при пути. По этому пути сначала проходил священник, но, видев этого несчастного, он прошёл мимо, потом по этому пути проходил левит, который также не обратил внимания на тяжко страждущего. А священники и левиты считались наилучшими знатоками и исполнителями закона. Наконец, по этому пути шёл самарянин. Чтобы понять, что имеется в виду в данном случае, мы должны знать, что по свидетельству Священного Писания, самаряне не пересекались с иудеями, жили абсолютно не соприкасаясь друг с другом. Иудеи считали самарян нарушителями закона, самаряне также не хотели иметь ничего общего с иудеями. Однако, этот самарянин имел качество, которое, может быть, отличало его от собратьев, - милосердие. И увидев человека, который тяжело пострадал, он не стал препираться о том, кто как понимает или толкует закон, а сразу пришёл ему на помощь. Как говорит Священное Писание, он обработал его раны, возливая вино и елей, и, видя, что этот человек не готов продолжать свой путь, он отвёл его в гостиницу, и, понимая, что у этого человека нет денег, чтобы заплатить за эту гостиницу, он внёс необходимую плату за него.

Приведя этот пример, Господь спросил законника о том, кто же, по его мнению, является ближним по отношению к тому, кто попал в руки разбойников. И тогда законник должен был ответить, что ближним этому человеку должен считаться тот, кто сотворил с ним милость, но, очевидно, что этот ответ дался ему с трудом.

Итак, братья и сестры, будем уподобляться самарянину в добродетели милосердия, при этом мы с вами не должны забывать о том, что недолжно ни в коем случае пренебрегать ни изучением Священного Писания, ни изучением христианского нравственного закона. Мы должны понимать, что совершенство заключается именно в том, чтобы усваивать слово Божие умом и сердцем, и в том, чтобы своей жизнью приносить плоды этого слова. И одним из самых благоуханных плодов Евангельской проповеди несомненно является добродетель милосердия, которую, мы с вами, братья и сестры, потщимся стяжать во время грядущего Рождественского поста, чтобы принести эту добродетель как драгоценный дар родившемуся от Девы Спасителю. Аминь!