Четверг, 19 Октябрь



Божественная Литургия в неделю 15-ю по Пятидесятнице в Александро-Невской Лавре

В неделю 15-ю по Пятидесятнице и в день памяти обретения мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского, 17 сентября 2017 года Всенощное бдение и Божественную Литургию Святителя Иоанна Златоуста в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры возглавил благочинный монастыря архимандрит Никита (Марков) в сослужении братии обители в священном сане.

За Божественной литургией после сугубой ектеньи архимандрит Виталий (Радомысльский) вознес молитву о мире на Украине.

Диаконский чин возглавил иеродиакон Алипий (Абузяров).

За богослужением пел хор Лавры под управлением иеродиакона Александра (Урбановича).

После Божественной Литургии со словом проповеди к верующим обратился благочинный обители архимандрит Никита (Марков):

"Сегодня в евангельском чтении мы слышали, как иудеи вопрошали Иисуса Христа, какая наибольшая заповедь в законе Божием. Ему задавали вопросы саддукеи, которые не верили в воскресение мертвых, и другие люди. Вопрос задал законник. О наибольшей заповеди были разные суждения. Одни говорили, что первая заповедь - возлюби Бога, другие считали, что почитание субботы, а некоторые - что заповедь об обрезании. Господь все расставил по местам: первая заповедь - любить Бога, вторая, подобная ей, - любить ближнего, как самого себя (Мф. 22:37-39). На этих двух заповедях и созидается человек. Поэтому мы должны приходить в храм, как только что насажденные молодые растения, чтобы здесь расти и приносить Богу плоды - мир, радость, любовь. Главное - любить друг друга, в этом основа духовного спасения. Если будем любить, Господь нам даст благодать Святого Духа, мы будем совершенствоваться и возрастать в Духе Божием", - в частности, сказал отец Никита.

*****

Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При Крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода Горленковых. В 1712 году 7-летнего Иоакима отец отдал в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. В течение 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг.

Но в 1725 году он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом Вонатовичем в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской духовной академии. После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил Заборовский. Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии. Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами. Он быстро восходил по лествице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение "Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными".

24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца (память 2 мая). Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве. В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего Синода назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В обители Преподобного Сергия он также самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).

2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения Богослужения и особенно нравственностью паствы. Большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья. Своему келейнику Стефану, накануне преставления, святитель запретил домогаться священного сана и предупредил, что в случае непослушания его постигнет безвременная кончина. Другому келейнику, Василию, святитель указал, что он будет диаконом, а сана священника никогда не достигнет. И это предсказание впоследствии исполнилось. 10 декабря 1754 года святитель преставился. Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года.