Понедельник, 23 Октябрь



Неделя 7-я по Пасхе в Александро-Невской Лавре

В неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325), Божественную Литургию Святителя Иоанна Златоуста и Всенощное бдение в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры возглавил благочинный обители архимандрит Никита (Марков) в сослужении братии монастыря в священном сане.

После сугубой ектении была прочитана молитва о прекращении кровопролития и воцарении мира на Украине.

Диаконский чин возглавил иеродиакон Родион (Кириченко).

За богослужением пел хор Лавры под управлением иеродиакона Александра (Урбановича).

*****

В седьмую неделю по Пасхе Православная Церковь совершает память святых отцов Первого Вселенского Собора. Первый Вселенский Собор стал возможен благодаря легализации христианства в Римской Империи, и состоялся в 325 году в Никее, через двенадцать лет после издания равноапостольным Царем Константином Миланского эдикта, коим христианству предоставлялась полная свобода.

Главным событием Собора стало утверждение догмата о единосущии Сына Божия Отцу, и осуждение ереси александрийского пресвитера Ария, который утверждал, что Сын Божий сотворен и не является Богом. Арий рассуждал так: поскольку Сын Божий рожден, Он имеет начало, а, следовательно, не равен и не единосущен Отцу. Причиной такого заблуждения Ария было искаженное понимание вечности, которую ересиарх представлял как бесконечную протяженность во времени. В тоже время, согласно православному вероучению, вечность есть вневременное бытие, почему и рождение Слова Божия вечно и безначально.

Учение Ария было не только богохульством, оно сводило на нет спасительный смысл Боговоплощения. Ведь если Сын Божий – пусть совершенное, но творение, значит между человеком и Богом остается огромная пропасть, в то время как мы исповедуем, что Христос соединил в себе божественную и человеческую природы, и таким образом исцелил последнюю от греховного повреждения.

Отцами Первого Вселенского Собора была утверждена первая часть Никео-Царьградского Символа Веры, в которой, помимо прочего, утверждается: "Верую во единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша".

Не смотря на чудотворения, свершенные Господом во свидетельство истинности православного вероисповедания через отцов Первого Вселенского Собора, Арий продолжал упорствовать в своем нечестии, был отлучен от Церкви и отправлен в ссылку.

Однако, спустя некоторое время последователи арианства, употребив ложь и лукавство, через сестру Императора добились влияния при дворе. Арий был возвращен из ссылки и должен был получить восстановление в священном сане.

Узнав о готовящемся беззаконии и зная, что Арий не отступился от ереси, но притворно хочет вступить в общение с Православной Церковью, Царьградский Патриарх с духовенством вознесли молитвы к Богу, дабы Он не попустил совершиться кощунству. В это время Арий, направлявшийся в соборный храм, чтобы вместе со всеми приступить к Божественной Литургии, почувствовал боль в животе и удалился в закрытое помещение, в котором его настигла смерть, так как чрево Ария расселось как у Иуды.

Повторно арианская ересь была осуждена в царствование святого Императора Феодосия I на созванном им Втором Вселенском соборе в Константинополе в 381 году.

Молитвами святых отцов Первого Вселенского Собора да сохранит нас Господь в правоверии и благочестии во все дни жизни нашей. Аминь.