Воскресенье, 17 Декабрь



«Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!» Вербное воскресенье в Александро-Невской Лавре

В неделю 6-ю Великого поста (ваий), 9 апреля 2017 года, Русская Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник – Вход Господень в Иерусалим, называемый также Вербным воскресением. Праздничное Всенощное бдение и Божественную Литургию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавре возглавил наместник обители епископ Кронштадтский Назарий в сослужении братии монастыря в священном сане.

Вечером владыка наместник после пения пятидесятого псалма освятил ветви верб, которые при помазании раздавали всем молящимся.

За богослужением пел хор Лавры под управлением иеродиакона Александра (Урбановича).

Диаконский чин возглавил иеродиакон Родион (Кириченко). На Литургии по заамвонной молитве было совершено славление праздника и традиционное освящение верб.

После Божественной Литургии с архипастырским словом к верующим обратился наместник обители епископ Кронштадтский Назарий:

Владыка рассказал о входе Господнем в Иерусалим и объяснил, чего мы должны научиться из этого евангельского события для своей духовной жизни: в первую очередь, смирения и благодарности Богу.

Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа; оно описано всеми евангелистами. Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств.

В храме в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" была совершена средняя литургия, за которой молились учащие и учащиеся Детской Воскресной школы Лавры. Праздничное богослужение возглавил иеромонах Димитрий(Самойлов). Ему сослужили иеромонах Никита(Миних) и иеродиакон Марк(Бирюков). В этот день в храме было особенно многолюдно из-за множества детей, которые подобно евангельским отрокам с радостью пришли встретить с пальмовыми ветвями в руках Спасителя, торжественно Вошедшего в Иерусалим.

*****

Вход Господень в Иерусалим описан во всех Евангелиях (Мф. 21:1-11; Мк. 11:1-11; Лк. 19:29-44; Ин. 12:12-19). Христос, приближаясь к горе Елеонской, воссел на молодого осла и шествовал в сопровождении множества народа, который устилал Ему путь одеждами и древесными ветвями. Перед Господом, как перед царем победителем, народ нес пальмовые ветви и восклицал: «Осанна сыну Давидову! Благословен Царь, грядущий во имя Господне! (Пс. 117:26) Осанна в вышних!» Вспоминая это событие, Церковь видит в нем шествие Господа для принесения Себя в жертву за грехи мира.

Начало праздника восходит к ранним временам христианства. Первое свидетельство о нем принадлежит святому Мефодию Патарскому, оставившему поучение на этот день. В 4 в. праздник, по словам святого Епифания Кипрского, совершался очень торжественно. Подробное описание празднования его в Иерусалиме в 4 в. оставила западная паломница Сильвия Аквитанка. После окончания Утрени и Литургии, в начале седьмого часа (1 час дня) весь народ с епископом собирался в церкви на горе Елеон, где пелись гимны и антифоны и читался 9 Час. Затем все шли с песнями на Имвомон, место вознесения Иисуса Христа на Елеонской горе, где все садились для чтений. Когда наступал одиннадцатый час, читался отрывок из Евангелия, описывающий, как дети с ветвями и пальмами встречали Господа, восклицая: «Благословен грядый во имя Господне!».

Затем епископ и народ вставали и шли с песнопениями и антифонами к храму Воскресения с пением «Благословен грядый во имя Господне!» (лития). В шествии принимали участие все дети, даже те, которые не умели ходить, все держали в руках пальмовые и масличные ветви. Уже вечером приходили в храм Воскресения и служили там Вечерню, после чего народ отпускался. Таким образом древний обычай шествия на осляти в неделю ваий и современный обычай употребления и благословения ваий (заменяемых по необходимости вербами) получил начало в Иерусалиме.

Многие из Отцов Церкви 4 в. оставили поучения на этот праздник. Церковные песнопения были составлены в 7-9 веках Андреем Критским, Космой Маюмским,Иоанном Дамаскином, Иосифом Студитом и Феодором Студитом, Феофаном, императором Львом VI Мудрым и др.