Четверг, 14 Декабрь



«Кресту Твоему покланяемся, Владыко…» Неделя 3-я Великого поста

В третью Неделю Великого поста, Крестопоклонную 19 марта 2017 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры Всенощное бдение и Божественную Литургию Святителя Василия Великого возглавил наместник обители епископ Кронштадтский Назарий в сослужении братии монастыря в священном сане. За Всенощным бдением согласно Типикону полиелей был совершен в алтаре.

По окончании Великого славословия владыка наместник совершил чин изнесения Креста в центр храма для поклонения верующим.

После сугубой ектении владыка наместник прочитал молитву о прекращении кровопролития и воцарении мира на Украине.

Диаконский чин возглавил иеродиакон Родион (Кириченко).

За Воскресным богослужением пел хор Лавры под управлением иеродиакона Александра (Урбановича).

После заамвонной молитвы было совершено славление и поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню.

После Божественной Литургии со словом проповеди к верующим обратился насельник обители архимандрит Нектарий (Головкин):

Священнослужитель в своей проповеди объяснил зачем Церковь установила празднование в честь Креста Господнего именно в третье воскресенье Великого поста, а также рассказал о значении Креста для спасения человека: «Крест был орудием позорной смерти.

И на кресте распинали тех людей, которых хотели предать самой позорной смерти. Когда Спаситель пришел на землю, совершить подвиг нашего искупления, то Он взошел на крест... И на кресте Господь как Человек победил диавола. Он разорвал рукописание наших согрешений. Поэтому Крест после этого стал для нас не орудием позорной смерти, а живым источником божественной благодати. Это оружие победы над диаволом, это оружие нашего спасения».

Неделя Крестопоклонная - название третьего воскресенья Великого поста, с которого начинается его четвертая седмица - Крестопоклонная.

Название происходит от того, что в воскресенье (на утрене), а также в последующие дни седмицы совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту. Чин поклонения в саму Крестопоклонную Неделю совершается аналогично богослужению на Воздвижение Креста Господня и на Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. После изнесения (выноса) из алтаря и поклонения Кресту украшенный цветами, он лежит на аналое посредине храма всю седмицу. Значение изнесения Креста и поклонение ему объясняется в богослужебных текстах: Синаксари, стихирах, каноне. Великий пост сравнивается с пребыванием евреев в пустыне.

Как тогда евреи (Ветхий Израиль) страдали от жажды, а Моисей опустил дерево и сделал воды Мерры сладкими (Исх. 15:23), так и Православная Церковь выносит на поклонение Животворящий Крест посредине Четыредесятницы, услаждая пост для верующих и насыщая духовную жажду христиан (людей Нового Израиля).