Пятница, 21 Июль



Епископ Кронштадтский Назарий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Троицком Соборе Лавры

В пятницу первой седмицы Великого поста, 3 марта 2017 года в Свято-Троицком Соборе Александро-Невской Лавры, наместник обители епископ Кронштадтский Назарий совершил Божественную Литургию Преждеосвященных Даров святого Григория Двоеслова.

Его Преосвященству сослужила братия монастыря в священном сане.

Этот чин Божественной литургии совершается Православной Церковью только в дни Великого Поста.

За богослужением пел хор Лавры под управлением иеродиакона Александра (Урбановича).

Диаконский чин возглавил иеродиакон Родион (Кириченко).

По заамвонной молитве был пропет молебный канон великомученику Феодору Тирону и совершен чин благословения колива.

Обычай благословлять коливо в первую седмицу Великого поста возник после чудесного явления св. Феодора в 362 году. Нечестивый император Юлиан Отступник, чтобы насмеяться с христиан, которые свято чтили Великий пост, приказал обрызгать всю пищу на рынках идоложертвенной кровью.

Вмч. Феодор Тирон явился Антиохийскому епископу Евдоксию и велел ему сообщить христианам о коварстве императора, а также посоветовал вместо идоложертвенного употреблять в пищу только отваренные зерна пшеницы.

После отпуста со словом проповеди к прихожанам обратился благочинный обители архимандрит Никита (Марков):

Отец Никита поздравил присутствовавших с тем, что они уже дошли до пятницы первой седмицы Великого поста, а также пожелал молитвами великомученика Феодора Тирона достичь и светлого Христового Воскресения.

Литургией Преждеосвященных Даров называется богослужение, во время которого верующим предлагаются Святые Дары, освященные на предыдущей полной литургии – свт. Василия Великого или свт. Иоанна Златоуста. Этот обычай берет начало еще со времени апостольских преемников и утверждена Правилами Лаодикийского и Трулльского Соборов. Сам чин этой Литургии (без Евхаристического канона) сформирован под влиянием особого отношения к периоду Святой Четыредесятницы, как времени строго поста и покаяния.

Смысл этого богослужения, утвержденного на Шестом Вселенском Соборе, в том, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом и в то же время не нарушать поста.