Среда, 23 Август



Неделя о мытаре и фарисее. Праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

В воскресение 5 февраля 2017 года, в неделю о мытаре и фарисее, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, мы вспоминаем всех тех, кто претерпел мучения и смерть за веру Христову в 1917-1918 годах.

Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917-1918 годов. На сегодняшний день в составе Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской - более 1700 имен.

Всенощное бдение и Божественную Литургию святителя Иоанна Златоуста в Свято-Троцком соборе Лавры возглавил благочинный монастыря архимандрит Никита (Марков) в сослужении братии монастыря в священном сане.

Начиная с этой субботы в православных храмах начинают петь особое песнопение «Покаяния отверзи ми двери» («Открой мне двери покаяния»), которое исполняется вплоть до пятой субботы Великого поста.

За Божественной литургией после сугубой ектеньи архимандрит Виталий (Радомысльский) вознес молитву о мире на Украине.

За Воскресным богослужением пел хор Лавры под управлением иеродиакона Александра (Урбановича).

По окончании Божественной Литургии братией обители было отслужена заупокойная лития по убиенным в годы гонений на Церковь.

Неделя о мытаре и фарисее

Первая «неделя» (воскресенье) посвящена евангельской притче о мытаре и фарисее (Лк 18, 9–14). Притча эта указывает на начальную ступень духовной жизни и отвечает на вопрос: как нужно приближаться к Богу?

Фарисеи были самыми ревностными исполнителями Закона, церковных правил и обрядов. Их считали образцом набожности и нравственной чистоты. Однажды, повествует притча, некий фарисей пришел в Храм и заметил там мытаря, человека презренной профессии. «Боже! — стал молиться фарисей. — Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».

Этот человек был уверен, что, выполнив все предписания, он достиг совершенства. Ему оставалось только любоваться своей праведностью и с брезгливым осуждением смотреть сверху вниз на «прочих людей».

Иначе молился мытарь. Он понимал свое недостоинство и, охваченный сокрушением, стоял вдали от жертвенника, не смея поднять глаз и повторяя: «Боже! будь милостив ко мне: грешнику!»

«Вам известен конец, — говорил старец Варсонофий Оптинский, — фарисей осуждается, а мытарь оправдывается. Усвойте и вы молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному!» И не только в церкви или становясь на утреннюю или вечернюю молитву произносите эти слова, но и во всякое время... В них выражается смирение, а где смирение, там и вера».

«Смирение» — в нашей обиходной речи слово несколько испорченное. Нередко оно ассоциируется с елейностью, безволием, низкопоклонством. Между тем подлинное значение слова «смирение» — это мудрость и трезвость, умение видеть свои недостатки и слабости, обуздывать гордыню. Антиподы этой «духовной нищеты» — самомнение, ложная успокоенность.

Начиная с «недели мытаря и фарисея», за всенощной поют Песнь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...» В ней сливаются воедино слова псалмопевцев, сокрушенный вздох мытаря и голос души, взыскующей прощения Божия.

прот. Александр Мень «Таинство, Слово, Образ»