Четверг, 23 Март

RSS


Новости

В Александро-Невской Лавре откроется музей

museum

Постоянная экспозиция музея истории Александро-Невской Лавры начнет свою работу в декабре 2016 года.

Торжественное открытие монастырского музея состоялось три года назад, когда в отреставрированном историческом помещении лаврской ризницы на третьем этаже музейно-библиотечного корпуса прошла передвижная выставка «NON LICET VOS ESSE. Не должно вам быть», посвященная 90-летию кампании по изъятию церковных ценностей.

Подробнее...

“Простри к нам руце Твои пречистыя, якоже на иконе Твоей сие зрится…”

luw0055

6 ноября 2016 г. в неделю 20-ю по Пятидесятнице, в Надвратной церкви Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры отметили престольный праздник в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Божественную Литургию святителя Иоанна Златоуста возглавил игумен Серафим (Гребельный). За богослужением молились воспитанники и педагоги детской воскресной школы. По окончании Литургии был совершён водосвятный молебен, после которого, игумен Серафим (Гребельный) поздравил молящихся с этим замечательным днём и обратился к собравшимся с пастырским словом, посвящённым существу праздника.

Подробнее...

"Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице…" Праздник Казанской иконы Божией Матери в Александро-Невской Лавре

DSC03854Z

В праздник Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году), 4 ноября 2016 года Всенощное бдение и Божественную Литургию Святителя Иоанна Златоуста в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, возглавил благочинный обители архимандрит Никита (Марков) в сослужении братии монастыря в священном сане.

За праздничным богослужением пел хор Лавры под управлением иеродиакона Александра (Урбановича).

После Божественной Литургии братия обители отслужила панихиду по павшим на полях брани русским воинам.

Сегодня отмечается государственный праздник – День народного единства, и церковный – День памяти Казанской иконы Божией Матери. Также эта дата включена в официальный перечень дней воинской славы России.

*****

Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена (память 12 мая) русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.

Святитель Димитрий Ростовский (память 21 сентября) в "Слове на день явления иконы Божией Матери в Казани" (празднование 8 июля) говорил: "Избавляет Мати Божия от великих бед и зол не токмо праведныя, но и грешныя, но которыя грешныя? Ты я, иже возвращаются к Отцу Небесному яко блудный сын, воздыхают биющи перси своя, яко мытарь, плачут у ног Христовых, яко грешница, омочившая нозе Его слезами, исповедание Ему приносят, яко на кресте разбойник. На таковая грешныя Пречистая Божия Мати призирает и ускоряет на помощь им, и от великих бед и зол избавляет".

Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием русские войска 22 октября 1612 года освободили Москву от польских захватчиков. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом.

«Монаху непросто на Невском». Интервью епископа Кронштадтского Назария

imgvldk33 200 200gdgdfgdfgdgerg435

Представление о монашеской жизни у широких мирских масс формируется опосредованно - через литературу и кино. То есть нам доступно не объективное знание о монастырском бытии, а взгляд художника, творчески переработанный и выражающий какую-то идею. У большинства узнать о происходящем за высокими стенами той или иной обители шансов никаких.

А потому в глазах граждан жизнь монастыря всегда окутана завесой тайны и похожа на легенду. Приподнять эту завесу «СПб ведомости» попросили сегодняшнего гостя редакции, на протяжении 20 лет являющегося наместником Александро-Невской лавры.

- Владыка Назарий, вы возглавили Александро-Невскую лавру в 1996 году. Возрождали монашескую жизнь буквально с нуля. Как это происходило?

- Когда я пришел, теоретически монастырь уже существовал, это было закреплено соответствующим решением Синода. Самые первые шаги по возвращению помещений от НПО «Прометей» монастырем были сделаны при архимандрите Кирилле (Начисе). Тогда обители было выделено шесть или семь комнат в Свято-Духовском корпусе. В них и поселились первые семеро монахов.
Некоторые жили дома с родителями, некоторые тут. Здесь не было даже душевых, да и правильное монашеское питание было крайне сложно организовать. Но главное - приходилось сочетать приходское с монастырским, а это очень сложно. Из-за этого братья тогда не могли даже вести полный богослужебный круг.
Первые литургии совершали на Никольском кладбище, а по праздникам служили вместе с белым духовенством в Троицком соборе.

- Есть пословица - «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Как пишутся эти уставы? Чем друг от друга отличаются?

- В некоторых монастырях может быть принята приходская практика, и там служат вечернюю и утреннюю литургии с вечера, во всенощное бдение. В других служат вечерню, потом повечерие, а утром - утреннюю литургию. В одних обителях в понедельник принят более сугубый пост, в других он только по средам и пятницам. Бывают отличия и в том, как совершаются братские правила, как читаются каноны... Но общее и главное - все эти монастыри православные.

- И еще - почти все они воссоздавались в конце XХ века практически из руин...

- Да, отцу Кириллу на первых порах пришлось заниматься здесь тем же, чем я занимался на Коневце (настоятелем Коневского монастыря архимандрит Назарий был в течение восьми лет, два года ему пришлось совмещать это служение с наместничеством в лавре. - Прим. ред.).
Коневец был островом военных. Там испытывали новые торпеды, действовали склады военно-морской базы, секретности требовали также испытательная база ЛОМО и площадка Курчатовского института. Из центрального собора только-только вывезли боеприпасы, храму требовался ремонт. Мы молились сначала в трапезной, потом оборудовали для этого особое место в «белой» гостинице, пока восстанавливали собор...
Коневец - особое для меня место. Там в моей жизни произошло историческое событие: довелось своими руками вместе с братьями вновь обрести мощи преподобного Арсения Коневского. И это первый монастырь, где я был настоятелем. Мне он так нравился... Место уединенное, более приспособленное для монастырской жизни, чем лавра. Я думал, там и помру. И сожалел, когда митрополит Владимир (ныне на покое) назначил меня в лавру.

- Наверное, в пользу такого решения митрополита сыграл ваш опыт по восстановлению монастыря, полученный на острове?

- Да, опыт был. Но, с другой стороны, у меня тогда не было ощущения, что тот этап полностью реализован и логически завершен.

- А в отношении лавры, которой вы отдали почти треть своей жизни, такое ощущение есть?

- Да. Лавра - это единственный объект, про который я могу сказать: работа практически доведена до логического завершения.
Хотя... И этих 20 лет не хватило на то, чтобы вся лавра была передана нам. До сих пор не передана Благовещенская церковь (в ней размещается Музей городской скульптуры), я уже не говорю о Лазаревской и Тихвинской церквях на некрополях...
Лавра строилась в XVIII веке на протяжении 60 лет, потом не единожды разрушалась и перестраивалась. В процессе реконструкции у нас бывало: открываем стену, а под штукатуркой заложенный кирпичом ход неизвестно куда. Никакой же документации не было - даже примерного плана строений. Из-за этого, кстати, мы не смогли войти ни в одну госпрограмму по восстановлению памятников культуры. Ведь нам передавали помещения буквально по комнате, на всем остальном лежал гриф секретности. Мы нашли какие-то исторические чертежи, но они не совпадали с реальностью. Как я представлю проект восстановления памятника на бюджетный конкурс, когда у меня за стеной секретное производство - химлаборатория? Станция переливания крови выезжала отсюда на протяжении 12 лет...

- Кто финансировал восстановительные работы?

- Основные наши спонсоры - люди. Прихожане, горожане складывались буквально по рублю. Были и серьезные пожертвования. Я благодарен всем.

- У православных монастырей бывает какая-то «специализация»?

- Некоторые отличаются социальным послушанием - при них есть богадельни, они присматривают за престарелыми. Бывали обители с тысячами насельников, которые обрабатывали землю, ухаживали за лесом - как, например, на Валааме. Это все складывается исторически: сначала в какой-то местности появлялся отшельник, который занимался монашеским трудом, со временем вокруг него собиралась братия. Так возникла, например, Троице-Сергиева лавра - преподобный Сергий с братом поселились в лесу, построили храм, стали совершать монашеские подвиги...
Мы же возникли по указу Петра I почти одновременно с городом. И это тоже наложило свой отпечаток.

- Какой?

- Решение о создании на этой земле духовного центра было принято Петром I за десять лет до основания Александро-Невской лавры. Братия тут не возрастала из отшельников, она была созвана из других монастырей России (более всего с Украины) императорским указом. Здесь были собраны лучшие силы, однако не все приехали с охотой. Кстати: поначалу тут даже пение было южноукраинское, как в Киево-Печерской лавре.
Почти сразу при монастыре была организована школа, которая впоследствии переросла в семинарию и духовную академию, находившиеся в этих стенах почти век. К работе начали привлекать ученое монашество. Первая типография Санкт-Петербурга также появилась именно в лавре.
В том, что император повелел перенести мощи благоверного князя Александра Невского из Владимира в монастырь новой столицы, был глубочайший смысл. Прорубив окно в Европу, Петр поставил у этого окна надежного стража - небесного покровителя, князя-воина, защитника.

- Велика ли сегодня братия Александро-Невского монастыря? Из кого она состоит, как формируется?

- Лавра никогда не была многонаселенной, ее исторический максимум - около 300 человек. Немалая часть монахов тогда несли послушание в общецерковных структурах, преподавали в духовных школах. В синодальный период лавра была центром Русской православной церкви, тут находился первый член Синода - митрополит Санкт-Петербургский. Из этих стен вышли более 60 архиереев.
Братия - это послушники, рясофорные и мантийные монахи, схимонахи. Сейчас здесь 55 иноков. В основном в возрасте 40 - 45 лет. Один из недостатков всякого городского монастыря, и в частности нашей лавры, в том, что мало послушников. А ведь они - почти единственный источник пополнения братии.
Изначально наш монастырь находился в некотором отдалении от города. Потом монахи сами стали пробивать дорогу в мир, начав строить Невский проспект. Знали бы они тогда, насколько сложно будет жить, монашествуя на Невском...
Слишком много кругом соблазнов, и любого-всякого сюда не возьмешь. В послушники часто идут люди, которые уже жили церковной жизнью, иногда даже в сане. Мы нередко берем и тех, кто хочет поступить в семинарию, прекрасно понимая, что, может быть, лишь один из десяти останется в монастыре.

- А из людей «при монастыре» - трудников - получаются монахи?

- Нет. Это чаще всего личности, которым негде голову преклонить (часто из мест заключения), семейная жизнь не сложилась и все пошло наперекосяк... Я их называю «шатаева пустынь». Как солнце пригреет, они уходят в неизвестные края, где-то шатаются, а к зиме подтягиваются снова. Что ж, в монастыре всегда есть работа, мы не отказываем. Под общежитие отремонтировали часть корпуса. Здесь они всегда найдут приют, чистую постель, питание. Многих приходится заново учить гигиене, порядку, поведению за столом - всему тому, чему их не научили родители. Даже если они потом уходят в неизвестную даль, что-то почерпнув здесь, уже и то хорошо. Но из трудников в братию не идут.

- Есть ли какой-то конкурс из желающих стать монахом в лавре? Вступительные испытания? Как осуществляется отбор?

- Очереди из желающих попасть сюда нет. Тот, кто истинно хочет монашеской жизни, скорее всего, найдет отдаленный монастырь. Невский проспект накладывает свои требования, поэтому и отбор жесткий. Я подолгу беседую с человеком, предлагаю пожить у нас месяц-другой: мы посмотрим на вас, а вы на нас. Принять человека в братию или нет, решаем вместе, на Духовном соборе. Бывает, я говорю - давайте возьмем, а братия возражает. Тут я прислушаюсь: может быть, они, живя с ним бок о бок, лучше видят черты характера, которые не подходят для общежития.

- Какие, например?

- У кого-то склонность попраздновать с возлиянием, кто-то постом пренебрегает. А все внешние бытовые вещи очень часто совпадают с внутренним состоянием человека. Если он, придя в монастырь, в пост занимается тайноедением, это мука прежде всего для него самого. И чрезмерная «святость» тут тоже не ко двору: послушания не исполняет - все у него молитвы. Братья терпят-терпят, да и говорят: «Извини, мы твоей святости не можем выдержать, поищи себе место, где за тобой будут ухаживать, пока ты будешь акафисты читать».
Братия - это семья. Если человек не стал в монастыре братом для остальных, он здесь долго не проживет.

- И что же, у монахов не бывает споров, конфликтов?

- Случаются, все же люди... Брат может брату так сказать, что приходится на исповедь быстрее бежать. Таинство исповеди в монастырях чаще всего исполняется, потому что носить в себе что-то против другого для себя самого накладно. Случись такое, монах постарается в тот же час попасть к своему духовнику, покаяться в совершенном и, вернувшись, примириться с братом.

- А разочаровываться в выбранном пути инокам случается?

- Редко, но бывает. Человек сначала вроде все впитывает, вживается, а потом ему вдруг делается тошно. Не хочет идти на службу, послушания исполнять, все ему кажется бессмысленным и тягостным. В миру это называют «выгоранием». На самом деле этот человек не имел глубоких духовных основ, настоящей веры. Может быть, ему просто нравились какие-то внешние проявления монашества: одежда, песнопения, некая «избранность». Может, тут он пытался спрятаться от черной полосы в своей жизни. Или на самом деле он циник и притворщик - и тогда ты чувствуешь свою вину за то, что не распознал в нем этого... Это не важно. Важно другое: без веры в монастыре не прожить.

- Как строится день монахов? Как они сосуществуют на одной территории с прихожанами-мирянами?

- Городские монастыри никогда не утратят приходских функций - на этот счет есть даже специальное решение Синода. И я с самого начала считал, что нельзя враз объявить верующим: теперь тут живут монахи, вы здесь лишние. Люди привыкли здесь иметь приход. И мы отдельные черты приходского служения должны сохранить.

- Чем при этом пришлось поступиться? Какие традиции или правила нарушить?

- В монастыре нельзя совершать таинство венчания. Раньше мы это правило нарушали. Теперь нашли решение: уже второй год венчаем в надвратном храме, который находится вне монастыря.
Мы не тянем службу столько, чтобы это занимало большую часть суток, потому что кроме монахов ее стоят прихожане, а у них свои обязанности, гражданские и семейные.
Часть богослужений, предписанных суточным кругом, мы совершаем без посторонних. Тем не менее в шесть утра, когда у нас начинается братский молебен, открываются ворота монастыря, и любой прихожанин может присутствовать на нем. Повечерие мы читаем не в соборе, а в домовых храмах - это келейная молитва.

- Как строится монашеский день? Чем он наполнен?

- Официальный отбой в монастыре в 23.00. Чтобы успеть к братской молитве, монахи встают в 5.00 - 5.30. После ранней литургии они остаются на послушания. Кроме обычных дел по самообслуживанию работают в иконописной и ювелирной мастерских, в канцелярии. Скоро у нас откроется музей. Обширное хозяйство - склады, чайная, прачечная, гостиница для паломников на 120 мест - все это требует заботы и работы.
Уже 18 лет у нас действует паломнический центр, ежегодно мы принимаем около 4,5 тыс. паломников. Некоторые монахи заняты в паломнической службе как экскурсоводы, работают в паломнической гостинице. Около 40% ее постояльцев живут у нас бесплатно (неимущие, инвалиды). Основные расходы монастырь берет на себя. Паломники могут заказать у нас и трапезу в братской трапезной по себестоимости.
Кроме того, люди заказывают требы на дому, панихиды, молебны.

- Александро-Невская лавра - это не только прихожане и паломники, но и туристы. Тяжело монастырю быть центром туристского притяжения?

- Очень тяжело. В год у нас бывают 40 - 50 тыс. туристов - все с разным менталитетом, уровнем культуры... И я хорошо понимаю братию, когда они по территории лавры перемещаются бочком да перебежками, стараясь незаметнее прошмыгнуть с послушания на службу, а оттуда сразу в келью. Келья - это единственное место, где монах может укрыться от досужего любопытства, от глупых и бестактных вопросов (вроде: почему вы не женились - вы больной или у вас разбитое сердце?). Случалось, туристы требовали показать им монашеские кельи... Монахов такое внимание просто выматывает.
Почему-то некоторые люди именно у нас ведут себя не вполне адекватно. Женщины являются в храм в декольте или мини-шортах, какие уместны лишь на пляже. Да еще и крик подымают, когда их, полуголых, в лавру не пускают: «Это же общее народное достояние, принадлежит всем!». Бывает, на отпевание родственники наряжаются, как на свадьбу...
Люди потеряли традицию. И нам, живущим в городском монастыре, это виднее всего. В отдаленных обителях такого не бывает - туда, как правило, едут подготовленные верующие, паломники.

- Получается, духовное строительство - дело куда более долгое и трудное, чем восстановление стен?

- Вы правы. Ремонт можно завершить, и дальше останется только поддерживать красоту и порядок. Духовное же строительство не заканчивается никогда.

- Не всякий горожанин видит разницу между понятиями «братия» и «братство», «брат» и «братчик». Братия поселилась в Александро-Невской лавре в 1996 году. Братство же было восстановлено в 2008-м - с какой целью?

- Впервые Александро-Невское братство появилось здесь с началом гонений на церковь, а конкретно - в 1918 году, после убийства отца Петра Скипетрова. Когда были осуществлены попытки насильственного захвата лавры, на ее защиту встали прихожане. Испросив благословения Святейшего патриарха Тихона, они образовали братство. По мере того как государство уничтожало храмы, священнослужителей и монашествующих, это объединение стало брать на себя церковные функции. В братство Александра Невского входили и монашествующие (архимандрит Лев Егоров), и светские люди, которые переживали за церковь и хотели сохранить веру, мужчины и женщины (например, Кира Оболенская, ныне прославленная как новомученица). Когда необходимость в защите лавры отпала в связи с ее закрытием, братчики стали вести обучение в кружках - церковнославянскому языку, богослужению, шитью церковной одежды и т. д.
То братство было разгромлено в 1932 году. Мы возобновили его в 2008-м, для того чтобы оно занималось духовно-просветительской деятельностью.

- То есть в возрожденном монастыре его изначальная культурно-образовательная «специализация» продолжилась?

- Да. Лавра сегодня стала не только духовным, но и культурным центром. Она такой и задумывалась.

Само существование в наших стенах духовно-просветительского центра - это продолжение трехсотлетней традиции. В день тут бывает по два-три мероприятия. У нас работает свое издательство. Некоторым нашим фестивалям уже по 10 - 15 лет: например, фольклорному «Славим Рождество Христово» или «Невским куполам». Наша литературная премия имени Александра

Невского была учреждена 13 лет назад - намного раньше патриаршей. У нас работают кружки для поэтов, литературные гостиные, народный театр. В «Песенной дружине» люди пишут песни духовно-патриотической направленности. На театральные пасхальные фестивали приезжают гости из Москвы и других регионов страны... Каждое в отдельности мероприятие, может, и не уникальное, но с учетом их количества и разнообразия можно сказать, что в них - уникальная особенность Александро-Невской лавры.

Подготовила Инесса ЮШКОВСКАЯ

В Александро-Невской Лавре почтили память жертв катастрофы над Синаем

Wdep013

По благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, 31 октября 2016 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры братией монастыря была отслужена панихида по погибшим в 2015 году на борту российского самолета А321, летевшего из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург

Подробнее...

Божественная Литургия в неделю 19-ю по Пятидесятнице в Александр-Невской Лавре

terrw 4

В неделю 19-ю по Пятидесятнице, 30 октября 2016 года, Божественную Литургию Святителя Иоанна Златоуста и Всенощное бдение в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры возглавил благочинный обители архимандрит Никита (Марков) в сослужении братии монастыря в священном сане.
За богослужением пел хор Лавры под управлением иеродиакона Александра (Урбановича).

Подробнее...

День тезоименитства епископа Кронштадтского Назария отметили в Александро-Невской лавре

mobile 20161027 194053

В день своего небесного покровителя - святого мученика Назария Медиоланского, 27 октября, епископ Кронштадтский Назарий возглавил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Ему сослужили епископы Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Армавирский и Лабинский Игнатий, Сарапульский и Можгинский Антоний, братия лавры и другие клирики епархии.

Подробнее...

20-летие наместничества епископа Назария отметили в Александро-Невской Лавре

32 08s1

20-летие наместничества епископа Кронштадтского Назария отметили 25 октября в Александро-Невской лавре. Божественную литургию в Свято-Троицком соборе возглавил архиепископ Петергофский Амвросий в сослужении епископа Кронштадского Назария, епископа Армавирского и Лабинского Игнатия, благочинного Адмиралтейского округа протоиерея Павла Феера, протоиереев Павла Красноцветова, Василия Стойкова, братии лавры и других клириков епархии.

Подробнее...

Митрополит Варсонофий поздравил наместника и братию Александро-Невской лавры с 20-летием возрождения ее монашеской жизни

mitropolit varsonofiy peterburgskiy dnevnik

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий поздравил 25 октября наместника и братию Александро-Невской лавры с 20-летием возрождения ее монашеской жизни.

Подробнее...

«Важнее всего было создать в Лавре атмосферу монастыря»

0hv 4060

25 октября 2016 года исполняется двадцать лет с того дня, как наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий прошел по благословенной земле Лавры уже не как бывший студент Ленинградской Духовной академии, а в новом для себя качестве. В должности наместника Лавры Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил его чуть позже. Но именно в тот октябрьский день архимандрит Назарий, который не без душевных переживаний расстался с Коневским монастырем на Ладожском озере, где более пяти лет был настоятелем и надеялся посвятить его возрождению всю свою жизнь, отчетливо увидел, какие огромные труды предстоят ему, призванному к новому служению, по восстановлению величайшей святыни северной столицы.

Подробнее...

Неделя 18-я по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского Собора

fwfwfwfwfewgfert46svr62672222 200 200

В неделю 18-ю по Пятидесятнице, память святых отцов VII Вселенского Собора, 23 октября 2016 года, Всенощное бдение и Божественную Литургию святителя Иоанна Златоуста в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры возглавил наместник обители епископ Кронштадтский Назарий ему сослужил епископ Глазовский и Игринский Виктор в сослужении братии монастыря в священном сане.

За Божественной Литургией молился митрополит Владимир (Котляров).

За богослужением пел хор Лавры под управлением регента Евгения Гончарова.

После Божественной Литургии со словом проповеди к верующим обратился насельник монастыря игумен Сильвестр (Кирсанов):

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Каждый, кто уверовал во Христа, приглашается идти вслед за Ним. И сегодня мы с вами слышали, как пошли за Христом три ближайших Его ученика, – апостолы Петр, Иаков и Иоанн.

Дело было у Геннисаретского озера, и когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Самая, что ни на есть, обыденная житейская ситуация. И вот, войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега, и сев, учил народ из лодки. Рыболовами этими были Симон Петр, Иаков и Иоанн Зеведеевы. Они уже знали Христа, уже Его видели после Крещения на Иордане, и уже в Него уверовали. И потому Симон с радостью предоставил Ему свою лодку, послужив делу проповеди Спасителя тем, что у него было.

И когда Христос перестал учить, Он сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. И Симон не стал спорить с Христом, не стал доказывать, что так делать не нужно, хотя его личный жизненный опыт свидетельствовал, что сейчас закидывать сеть бесполезно. Он послушался и сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. И сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

И вот реакция Симона и его товарищей на эту неожиданную прибыль. Не о прибыли они думали, хотя она превосходила всякое их воображение. Они были потрясены силой Божией, действовавшей во Христе. Эта сила и имела для них полное значение, и перед нею померкло для них все, что было и что могло быть у них в этом мире. И Симон Пётр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.

И тогда Христос говорит Симону: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И вытащив обе лодки на берег, все трое оставили всё и последовали за Ним. Свой чудесный улов они тоже оставили на берегу. А в другом Евангелии говорится, что Иаков и Иоанн оставили там и отца своего Зеведея. Все они оставили ради Христа.

Будем и мы идти вслед за Христом, сверяя свою жизнь с тем, что Он нам заповедал в Евангелии. Тогда и себя спасем, и другим поможем спастись. Аминь.

Подробнее...