Пятница, 24 Ноябрь



Митрополит Киевский и Галицкий Владимир

Митрополит Киевский и Галицкий ВладимирМитрополит Киевский и Галицкий Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился 1 января 1848 г. в семье благочестивого священника села Малая Морошка Моршанского уезда Тамбовской губернии. Закончив Тамбовскую семинарию, Василий Богоявленский отправляется в Киев, где в 1870 г. поступает в Духовную Академию. По окончании Академии в 1874 г., В.Н. Богоявленский получил скромное назначение преподавателем в родную Тамбовскую семинарию. 31 января 1862 г. он был рукоположен во священника и определён к соборной Покровской церкви г. Козлова. Став благочинным в 1883 г., отец Василий был истинным отцом для козловского духовенства. Снискав об­щую любовь, отец Василий в ней нашёл для себя и утеху от тяжкого горя - потери жены и ребёнка. И во имя этой любви отдаёт всего себя на служение Церкви, принимая иночество с именем Владимира. Постриг состоялся 8 февраля 1886 г. Уже на следующий день иеромонах Владимир был возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого монастыря в Козлове. Через два с небольшим года архимандрит Владимир был назна­чен викарием Новгородской епархии в сане епископа Старорусского. Хиротония состоялась в Александро-Невской лавре 3 июня 1888 г.

19 января 1891 г. Преосвященный Владимир был назначен епископом Самарским. И именно здесь, в Самаре, с особенной силой энергичная и самоотверженная деятельность Владыки проявилась в дни народных бедствий. Именно в это время в Самарской губернии разразился голод, но, по милосердному Промыслу Божию, Самаре был послан такой архипастырь, который делал всё, что возможно для облегчения положения. Владыка рассылал повсюду воззвания о по­мощи, обращался в Петербург, посылая туда образцы "голодного хлеба".

18 октября 1892 г. Преосвященный Владимир был назначен экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского. Само назначение его на такой ответственный церковно-административный пост, как грузинский экзархат, стояло в тесной связи с успешной архипастырской деятельностью в Самаре, заметно выделившей его из среды всего русского епископата. Службы, проповедничество, братства, миссионерские вечерни, внебогослужебные собеседования, издательство, расширение церковной печати – вот что главным образом привлекало внимание и заботы экзарха. Назначение высокопреосвященного митрополита Владимира в Москву состоялось 21 февраля 1898 г. Служение на Московской кафедре стало апогеем архиерейского служения митрополита Владимира. Здесь, на кафедре великих святителей московских, в самом центре России, во всей полноте раскрылись его дарования. Здесь он провёл наиболее долгое время своего служения, посвятив московской пастве четырнадцать с половиной лет.

23 ноября 1912 г. митрополит Владимир был назначен на Санкт-Петербургскую кафедру. Во время его пребывания в Петербурге против Владыки ополчилась группа лиц, которая приобрела тогда преобладающее влияние на направление церковно-общественной жизни в русском государстве. Свойственные митрополиту Владимиру прямолинейность и твёрдость поведения вызывали порой против него раздражение. Известен слу­чай, когда митрополит Владимир просил личной аудиенции у Государя Импе­ратора Николая Александровича, на которой изложил своё мнение относительно отрицательного влияния при Дворе деятельности Распутина... Кончилось тем, что Владыка попал в немилость и был удалён из Петер­бурга под видом почётной ссылки в Киев. При назначении митрополита Владимира в Киев за ним было сохранено звание первенствующего члена Священного Синода и соединённые с этим званием права. 22 декабря 1915 г. митрополит Владимир приехал в Киев для официального вступления в управление новой своей епархией, с которой он был связан давними узами, как питомец Киевской духовной Академии. Киевская паства окружила своего но­вого первосвятителя искренним сочувствием, видя и ценя в нём опального и гонимого за правду архиерея.

Киевский период в архиерейском служении митрополита Владимира был самым тяжким и самым мучительным. Начало революции и гражданской войны застало семидесятилетнего старца-митрополита в городе, которому суждено было стать российской Голгофой – так много невинной христианской крови пролилось здесь. Первой жертвой среди миллионов невинно убиенных стал святитель Владимир.

Митрополит Владимир занимал последовательно все три важнейших кафедры Русской Церкви: Московскую, Петебургскую, и Киевскую, за что своими почитателями был назван "всероссийским архипастырем". Знаменательно то, что своё земное служение Богу и Церкви он завершил 25 января 1918 года, вскоре после избрания на восстановленный Патриарший Престол святого Тихона; в городе который явился колыбелью христианства на Руси. Знаменательно и то, что он, соименник Крестителя Руси, первым из российских ар­хипастырей взошёл на Голгофу, когда на Русскую Церковь обрушились гонения.