Воскресенье, 19 Ноябрь



Тихвинское кладбище (Некрополь мастеров искусств)

На пространстве Тихвинского кладбища Александро-Невской Лавры, оказались рядом памятники величайших деятелей русской музыки, литературы, изобразительного и театрального искусства XIX в.

В марте 1823 г. канцелярия Александро-Невской Лавры предложила в виду переполненности Лазаревского кладбища «учредить таковое же кладбище против оного на другой стороне...»

В 1869 г. по проекту архитектора Н. П. Гребенки была построена церковь-усыпальница во имя чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери. Храм был одноэтажным, с массивным шатровым верхом, увенчанным маковкой. По плану 1881 г. Тихвинское кладбище (как оно стало называться с 1876 г.) занимало уже современные границы и было обнесено каменными оградами. Площадь его примерно в два раза больше соседнего Лазаревского кладбища.

В июле 1826 г. на кладбище был похоронен Н. М. Карамзин. Вскоре на могиле поставили памятник, чистотой и благородством форм отвечающий характеру творчеств создателя "Истории государства Российского". Рядом с Карамзиным было выбрано место для надгробного памятника В. А. Жуковскому. Слева от главной дорожки, в феврале 1833 г. проходили похороны Н. И. Гнедича, переводчика "Илиады". Гроб Гнедича провожали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, П. А. Вяземский, П. А. Плетнев, Ф. П. Толстой, А. Н. Оленин. Все они, кроме Пушкина, нашли свой последний приют на кладбищах Невского монастыря. Недалеко от Н. И. Гнедича, свыше двадцати лет работавшего в Императорской Публичной библиотеке, в 1843 г. был похоронен ее первый директор А. Н. Оленин. Памятник ему поставлен рядом с надгробием жены, Елизаветы Марковны, эпитафию которой, вырубленную в граните, сочинил И. А. Крылов. Спустя шесть лет великий русский баснописец скончался; похоронен он рядом с Гнедичем. В нескольких шагах от его памятника-надгробие Е. А. Баратынского, скончавшегося в том же 1844г.

Близ входа в некрополь в мае 1857 г. был погребен привезенный из Берлина прах М. И. Глинки. Через два года на этом месте установили памятник, выполненный при участии архитектора И. И. Горностаева и скульптора Н. А. Лаверецкого. В начале XX в. рядом похоронили сестру Глинки, известную музыкальную и общественную деятельницу Л. И. Шестакову.

1 февраля 1881 г. на Тихвинском кладбище состоялись похороны Ф. М. Достоевского. Вдова писателя Анна Григорьевна вспоминала, что Александро-Невская Лавра предложила для его погребения любое место на своих кладбищах. Представитель Лавры сказал, что монашество "просит принять место безвозмездно и будет считать за честь, если прах писателя Достоевского, ревностно стоявшего за православную веру, будет покоиться в стенах Лавры". Место было найдено вблизи могил Карамзина и Жуковского. Спустя два года был установлен памятник по проекту архитектора X. К. Васильева и скульптора Н. А. Лаверецкого.

Близ северной ограды в 1880-е гг. были поставлены рядом надгробные памятники М. П. Мусоргскому и А. П. Бородину. В самом конце ХIХ в. в этой же части Тихвинского кладбища появился памятник П. И. Чайковскому, похороненному в Лавре в 1893 г.

В начале XX в. на этом кладбище насчитывалось тысяча триста двадцать пять надгробий. В тесной близости друг к другу стояли монументальные кресты на постаментах различной формы, многочисленные алтари, киоты, стелы. Ряд семейных мест был оформлен в виде часовен с шатровыми завершениями и массивных склепов, облицованных гранитом и мрамором.

Трагической страницей в истории Тихвинского кладбища стали первые послереволюционные годы. В ввиду невозможности охраны могил, памятники стремительно разрушались. 19 января 1918 г. в Лавре погиб настоятель Скорбященской церкви о. Петр Скипетров. Его убили выстрелом в упор ворвавшиеся в Митрополичий корпус солдаты, которых престарелый священник пытался остановить. Похоронили отца Петра на Тихвинском. Его могила, как и другие захоронения, осуществленные здесь с 1917 по 1932 г., не сохранилась. В 1926 г. Тихвинское кладбище закрыли, но захоронения продолжались до 1932 г., когда было принято решение о создании музея-некрополя мастеров искусств.

Для организации некрополя были перенесены памятники с кладбищ города. На самом кладбище было разрушено огромное количество могил не устраивавших коммунистическую власть. Некрополь пострадал от вражеских бомбежек; Сразу после войны были проведены первоочередные восстановительные работы, и в августе 1947 г. Некрополь мастеров искусств вновь открылся для посещения.