Четверг, 21 Сентябрь



Ворота Лавры


Вход в Лавру через Святые ворота Надвратной церкви сразу же настраивает на торжественный и сосредоточенный склад мыслей. Панорама Благовещенских ворот, с виднеющимися слева куполом Благовещенской церкви и шатром Святотроицкого собора по центру, создает эмоциональный настрой, который в старину называли "благолепием". "Душа замирает" - так можно было бы выразить ощущения от созерцания надвратных икон Благовещенских врат, выполненных в стиле византийской мозаики. Консисторские ворота, ведущие во внутренний двор Благовещенской церкви, своим барочным стилем заставляют почувствовать себя совсем в другом времени. В душе затихает суета и вот мы подходим к Ризничным воротам, ведущим на Никольское кладбище. Перед нами шедевр литейного искусства. Со стороны реки Монастырки также есть ворота, чугунное литье которых невозможно назвать иначе, чем кружевом. Все в окружении нас заставляет успокоиться и, созерцая дело рук человеческих, невольно проникнуться пониманием того, что называют "боговдохновением".

 

Вид на Благовещенские ворота




 

 

 

 

 

 

 



Консистаторские ворота располагаются слева от Благовещенских. Они сохраняют изысканную красоту стиля, свойственного петровскому барокко. Слева от них радует глаз орнамент решётки реки Монастырки.

Консистаторские ворота Вид на ограду со стороны Консистаторских ворот

 

 

 

 

 

 

 

 




Подойдем ближе к Благовещенским воротам и рассмотрим иконы "Спаса Нерукотворного" и " Божией Матери Скоропослушницы".

Мозаичная иконаblagjvtst vorota10

 

 

 

 

 

 

 




Именно в Византии на иконах, выполненных в мозаике, начали передавать святость изображенных с помощью золотого свечения вокруг головы. Через человеческий лик проглядывает неземная сущность Духа Господнего.
Спас НерукотворныйБожия Матерь Скоропослушница

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1861 г. территории между Невой и монастырем отвели под кладбище. Первое упоминание о захоронении «на новом кладбище, что в ограде за собором» относится к сентябрю 1863 г., когда здесь похоронили вдову бывшего служителя Сергея Тимофеева. С 1868 г. кладбище именовалось Засоборным, а в 1877 г. получило название Никольского, по церкви, построенной в 1868-1871 гг. архитектором Карповым Г.И. Ворота, ведущие на кладбище, служат своего рода рамкой для этой небольшой, но очень уютной церкви.
Ворота на Никольское кладбищеОбщий вид ворот Никольского кладбища.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участок некрополя, отделенный от основного массива Архиерейской дорожкой, с конца ХIX в. служил для погребения монахов Александро-Невской лавры и петербургских митрополитов. Он и сейчас сохраняет название Братское кладбище. В 1979 г. здесь был похоронен митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. В 1988 г. был установлен новый дубовый крест на могиле митрополита Антония (Вадковского) и кресты перезахороненным в 1932 г. из Исидоровской церкви митрополитам Исидору и Палладию. Рядом находится крест-кенотаф митрополиту Петроградскому Вениамину, священномученику, расстрелянному в 1922 г.
К Архирейской дорожке Никольского кладбища ведут Ризничные ворота.
Ризничные ворота.Вход на Архирейскую дорожку

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Со стороны реки Монастырки поражают чугунным литьем Монастырские ворота, в рисунке которых повторяется орнамент ограды Благовещенской церкви.

Монастырские воротаРисунок оградыМонастырские ворота
Выражение немецкого теоретика искусства Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга (1775—1854) про архитектуру, которую он сравнивал с музыкой, всегда приходит на ум, когда, с трепетом и умилением, входишь через Святые ворота в обитель, объединяющую всё, что так дорого душе человеческой, где стирается грань между ремеслом и искусством, и во всем чувствуется присутствие Бога, который, как известно, есть Любовь.

 

 

 

serebro  linija