Епископ Кронштадтский Назарий
19.01.2023 / Епископ Кронштадтский Назарий

Праздник Крещения Господня в Александро-Невской Лавре

В четверг, 19 января 2023 года, Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра торжественно прославила святое Богоявление – Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий в сослужении братии обители совершил Всенощное Бдение и Божественную Литургию в праздник Крещения Господня.

Суточный круг Богослужения великого праздника Крещения Господня начинается с Вечерни, соединенной с Литургией святителя Василия Великого в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) утром 18-го января.

Фото: Алексей Лунгу

На Вечерне читались тринадцать крещенских паремий, главным действующим «лицом» в которых является вода. Паремии на примере чудесных событий Ветхого Завета раскрывают силу и благодатное предназначение главной субстанции — воды, из которой Бог творит мир, которая составляет большую часть состава живых существ, которая участвует во всех земных процессах, которая является источником жизни.

Первая крещенская паремия — отрывок из книги Бытия о сотворении мира. Как при творении мира Дух Божий вдохнул жизнь в мировой океан, так и сейчас делает воды Крещения очистительным средством.

Вторая паремия – отрывок из книги Исход о переходе Израиля через Красное (Чермное) море. Как тогда, так и сейчас вода является проводником силы Божией.

Третья паремия – отрывок из книги Исход о чудесном превращении в пустыни горького соленого источника воды «Мерры» при помощи древа, символизирующего древо Крестное, в сладкий пресный источник воды. Это напоминает нам о силе Божией, Крестом преобразующей горечь в сладость во всех отношениях.

Четвертая паремия – отрывок из книги Иисуса Навина о том, как чудесным образом остановилось течение воды реки Иордан, когда в нее входили с ковчегом Завета. Эти строки о переходе Иордана еще в Ветхом Завете обращают наше внимание на эту реку, ставшую в жизни Спасителя купелью Его Крещения. Как в древности Иисус Навин в чудесном переходе через Иордан увидел подтверждение обетования Божия быть с ним, так и в Новозаветные времена Иордан слышал голос Отца Небесного, который засвидетельствовал перед всеми посланничество Сына Своего для спасения мира.

Пятая паремия – отрывок из 4-й книги Царств о том, как чудесным образом расступились воды реки Иордан, когда по ней ударил своей милотью (плащом) пророк Илия и затем прошел по сухому пути с пророком Елисеем. Это чудо мы вспоминаем, чтобы увидеть прообраз другого чуда: явление в Крещаемом на Иордане Спасителя мира, Который открывает всем новый путь ко спасению — путь веры в Него и исполнения Его заповедей.

Шестая паремия – вновь отрывок из 4-й книги Царств о том, как Нееман по повелению пророка Елисея, омывшись в водах Иордана, очистился от проказы, и тело его обновилось. Очищение Неемана является прообразом Крещения, очищающего от всякой греховной скверны.

Седьмая паремия – слова Господа из книги пророка Исайи: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю». Эти слова раскрываются во время Крещения Господа и прообразуют Таинство Крещения в Церкви, которым омываются грехи.

Восьмая паремия – отрывок из книги Бытия о переходе Иакова через Иордан. Вновь вспоминается Иордан — место многих удивительных и славных явлений силы Божией в истории избранного народа.

Девятая паремия – фрагмент из книги Исход о спасении в водах реки Иордан лежащего в корзинке младенца Моисея. Так и в Hовозаветной Церкви спасение и начало новой жизни вечной и духовной каждый христианин получает в купели Крещения.

Десятая паремия – отрывок из книги Судей о том, как Бог через явление воды (росы) на руне явил Гедеону Свое заступничество и помощь. Вновь вода (здесь роса) являет миру целительную силу благодеяний Божиих. С момента Крещения Спасителя благодать Святого Духа, как роса, оживляет души, увядшие от зноя страстей.

Одиннадцатая паремия – фрагмент из 3-й книги Царств о состязании пророка Илии с жрецами Ваала. Тогда пророк испросил у Бога благодать в виде огня, который пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Огонь, испрошенный у Бога пророком, был прообразом действия Святого Духа, явленного Богом на Иордане в момент Крещения.

Двенадцатая паремия – отрывок из 4-й книги Царств о том, как пророк Елисей очистил отравленный иерихонский источник воды, сделал воду здоровой, и не было больше от нее ни смерти, ни бесплодия. На Крещение эта паремия читается потому, что в этот день освящаемой воде также испрашивается благодать исцеления душ и телес.

Тринадцатая паремия – слова Господа из книги пророка Исайи о том, что Бог не оставляет человека Своей благодатью, наполняющей весь мира от севера и моря до земли Персидской, Небеса и землю, горы и холмы.

Затем совершается Литургия святителя Василия Великого и чин Великого освящения воды.

По окончании Божественной Литургии в сам день праздника Крещения Господня Владыка Назарий совершил чин Великого освящения воды. Великое освящение воды получило свое начало в первые времена Христианства по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего Таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал святитель Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается святителю Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник уже упоминают учитель Церкви Тертуллиан и священномученик Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся, в частности, молитвы, произносившиеся при освящении воды. Святитель Василий Великий говорит: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? – От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).

После трапезы епископ Назарий с братий совершил литию на могиле приснопамятного Преосвященного митрополита Владимира (Котлярова), покоящегося на Никольском кладбище Лавры.

Последние новости